!!! → ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ← !!!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: → Ошибки семейного воспитания ←
ПРЕЗИНТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ → Роль педагога в становлении личности ребенка ←
Дистанционные курсы: ⇒ Почему ребенок не слушается? ⇐
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.
Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание.
Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения.
Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями.
В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.
Воспитание в семье осуществляется по всем направлениям. Это физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется по мере взросления.
Основная цель семейного воспитания – это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающиеся в жизни. Важными задачи в воспитании является развитие творчества, интеллекта, культуры, физического здоровья, первичного опыта трудовой деятельности, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи. Именно родители – первые воспитатели – оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.
Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).
В литературе можно встретить достаточно много ученых, изучающие семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).
Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н. Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей. Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.
В диссертационной работе Н.И. Корытченковой устанавливается влияние стиля семейного воспитание на агрессивность и тревожность. В работе раскрывается, как механизмы проявления агрессивности и тревожности связаны с неблагоприятными стилями воспитания детей.
В ряде диссертационных работ — Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. В работах раскрывается, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и высокого уровня напряжения у детей, что может привести к эмоциональным расстройствам детей.
Актуальность проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка определяется тем, что межличностные отношения в семье, а именно – детско-родительские оказывают основное влияние на формирование личности и поведения детей.
Тенденции общественного развития, характерные в настоящее время, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи и отразил множество социальных проблем (дети, рожденные вне брака, материальные трудности семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, рост числа алкоголизма, наркомании, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). В результате растет число неблагополучных семей.
Социально – неблагополучные семьи в нашей стране исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семьи, по мнению ряда ученых, находиться в глубоком кризисе и распаде, отмечается стремительное снижение социального статуса семьи.
Значение воспитания ребенка в семье трудно переоценить: семья является основным и первым фактором личностного, духовного, интеллектуального развития человека.
В каждой семье ребенок воспитывается уникальным, присущий только лишь семье, в которой растет. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: представления о воспитании родителей, образе жизни семьи, уровне культуры и образования.
Рассмотрим многочисленные исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии:
Автор | Классификация
|
Стиль | Содержание | Влияние на ребенка |
Джеймс Мартин Болдуин | Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка | Демократический | Между родителями и детьми общение на высоком уровне; дети участвуют обсуждение семейных проблем; родители всегда готовы оказать поддержку, верят в успех ребенка. | Ребенок активный, любознательный, самостоятельный. Ответствен за себя и близких ему людей. Ребёнок становится независимым и уверенным. |
Контролирующий | Родители к детям жестко требовательны, ограничивают их поведение, но четко и ясно разъясняют ребенку смысл ограничений. Дети воспринимают такие требования как справедливые. | Ребенок вырастает послушным, внушаемым, боязливым. В дальнейшем не настойчив в достижении собственных целей. | ||
Диана Баумринд | По способу контроля и эмоциональной насыщенности | Авторитетные родители | Родители инициативные, общительные, добрые, с высоким уровнем родительского контроля, теплые отношения с детьми. | Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, с высокой самооценкой. |
Авторитарные родители | Высокий уровень контроля: неукоснительное выполнение требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. | Дети замкнуты, боязливы и раздражительны, склонные к конфликтам. | ||
Снисходительные (или либеральные) родители
Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Безразличные родители) |
Теплые отношения между родителями и детьми с низким уровнем контроля. Желание общаться исходит от ребенка. | Ребенок становиться непослушным, агрессивным, импульсивным и нетребовательным. | ||
Д. Элдер | На основании уровня родительского контроля и давления на ребенка | Автократичный | Полноправная власть родителей над детьми, без обсуждения и объяснения своих решений. Родители навязывают свою волю. | Дети безынициативные, агрессивные, конфликтные. |
Авторитарный
|
Все решения принимают родители. Ребенок во всем подчиняется их воле, авторитету. Но может выразить свое мнение и точку зрения, но без права голоса.
|
Дети вырастают безынициативными, с низкой активностью, дети конфликтные, агрессивные, бунтующие. | ||
Демократичный
|
Требования к детям умеренные, в результате теплые и частные общения между родителями и детьми. Важные семейные решения принимаются совместно. | Дети ответственные и независимые. Уверенные в себе. | ||
Эгалитарный | Абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети несут одинаковую ответственность за принятие решения. | Дети социально активные, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю. | ||
Разрешающий | Родители предоставляют много свободы, требуя от ребенка ответственности за поступки. В таких взаимоотношениях родители больше друзья, чем родителем. Как правило, дети воспитываются исключительно с помощью коммуникаций. | Дети поздно взрослеют и вырастают с низким уровенем самоконтроля | ||
Попустительский | Полная свобода действий и поступков у ребёнка. Родители часто ведут себя непоследовательно, наказывают и поощряют ребенка иногда за одни и те же поступки. | Дети несчастные, агрессивные, с высокой склонностью к совершению насилия. Они более подвержены депрессии. | ||
Игнорирующий стиль
|
У родителей отсутствует интерес к делам ребенка, к его душевному состоянию. Они безразличны к его потребностям и запросам. | Ребенок одинокий и глубоко несчастный, неуверенный в себе. Вырастает без желания к общению, с агрессивностью к людям. | ||
Э.Г. Эйдемиллер | Эмоциональнальная включенность родителей, степень контроля и заботы, понимание родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей | Гипопротекция: | Дети в таких семьях безнадзорные из-за недостатка опеки и контроля над поведением; внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка. | Дети растут бесконтрольными и безнадзорными, не способные к самоорганизации, контролю своего поведения. Агрессивные, способные добиваться своих целей обманом и силой. |
Доминирующая гиперпротекция | Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. | Ребенок несамостоятельный, безынициативный, нерешительный, не умеет постоять за себя. | ||
Потворствующая гиперпротекция: | Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание. | Детям характерно стремление к лидерству, превосходству, но с недостаточным упорством и опорой на собственные силы. | ||
Эмоциональное отвержение | Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Недовольство ребенком, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Родители раздражительны, недостаточно искренны в общении. | Дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. | ||
Повышенная моральная ответственность | Родители требуют от ребенка не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Игнорирование потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям. | Дети, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть. | ||
А. Я. Варга
В. В. Столин |
Одобряюще-авторитарный | Теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях; | Дети растут адаптированными к обществу, инициативными, любознательными, успевающими. | |
Отторжение с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации | Эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей | У детей не формируется заниженная самооценка, тревожность, неуверенность, импульсивность. | ||
Симбиотический | Родители стремятся установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, желая быть соучастником во всех сферах его жизни; | Ребенок безответственный, несамостоятельный, неуверенные в себе. Часто вырастают закомплексованными. | ||
Симбиотически-авторитарный | У родителей тотальный контроль за поведением, психической жизнью ребенка. | Дети безынициативные, конфликтные, агрессивные, безответственные. |