Развитие речи у ребенка — исключительно важный процесс, отнимающий значительную часть ресурсов мозга ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Встав на 2 ноги, научившись ходить, ребенок начинает интенсивнее интересоваться окружающей его обстановкой. Мозг, выполнив задачу освоения ходьбы, освобождает место для новых задач, связанных с более детальным изучением мира вокруг. Мышление начинает систематизировать, дифференцировать, сравнивать. Позже — искать всему этому объяснения. Хорошей подмогой в этой работе мозга становятся названия предметов, явлений и действий. Они обозначают предмет и снижают риск запутаться или перепутать две схоже вещи — например ложку и поварешку. Таким образом для ребенка, который учится говорить невозможно разделить по степени важности сам практический опыт и развитие речи. Чтобы было слово, нужно чтобы было видно и то, что это слово значит. «Дождь» для ребенка, который не видел дождь — лишь звуки. Однако, если ребенок знает, что «идет дождь», мышление начинает свои работу: анализирует и делает выводы. Т. е развивать речь ребенка безусловно нужно одновременно с расширением его опыта.
Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:
- Расширение опыта
- Работа над пониманием речи
- Работа над мотивацией к речи
- Работа над произношением
Расширение опыта
- Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс — информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)
- Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)
- Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки
- Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.
- Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом — пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки. Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры
- Посещение зоопарков, музеев, парков и других мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть все новые ситуации, которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.
- Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке
- Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения — сначала рифмующиеся, затем другие.
- Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами
Работа над пониманием речи
- Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
- Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
- Называйте предметы. Называйте имена людей
- Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
- Считайте игрушки, дома, людей
- Чаще спрашивайте мнение ребёнка
- Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует («Ты расстроился», «ты очень рад» и т.д)
- Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.
Работа над мотивацией к речи
- Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, «помоги», «нарисуй», «книжка» и т. п.)
- Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
- Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
- Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
- Разговаривайте больше сами
Работа над произношением
- Играйте в «Попугайчика»: Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
- Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой разрежьте на 3 части и собирайте корову, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть «-ко», вторую «-ро», третью «-ва» )
- Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
- Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
- Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
- Читайте ребёнку как можно больше.