Направления работы педагога-психолога ДОУ
Основной целью психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Основными направления деятельности педагога-психолога являются:
- Психологическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическая профилактика
5.Психологическое просвещение
6.Организационно-методическая работа
Итак, задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
— диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
— диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
— диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.
Основные методы коррекционной работы:
-индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
-сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
-арттерапия: работа с красками, глиной, тестом;
-психогимнастика;
-релаксационные упражнения: мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная
С педагогами:
-проводится по запросам и результатам диагностики;
-обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
-проводится по запросам и результатам диагностики;
-психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.
2)Групповая
С педагогами:
-семинар-практикум;
-мастер-класс;
-консультация;
-тренинг.
С родителями:
-выступления на родительских собраниях;
-тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
-оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
-подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
-Адаптация детей;
Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
-Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
-Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
-Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
-Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
-Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
-Коммуникативные навыки;
-Творческие и познавательные способности;
-Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
Подготовительная группа:
-Готовность к школе (личностная и мотивационная);
-Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
-Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.