«

»

Сен 02 2019

Консультация для педагогов «Педагогические технологии применяемые в ДОУ»

Консультация для педагогов «Педагогические технологии применяемые в ДОУ»

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность

  • Системность

  • Управляемость

  • Эффективность

  • Воспроизводимость

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 — логикой процесса,

 — взаимосвязью его частей,

 — целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

   Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

   Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности

  • технология исследовательской деятельности

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология портфолио дошкольника и воспитателя

  • игровая технология

  • технология «ТРИЗ» и др.

        Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  • от типа дошкольного учреждения,

  • от продолжительности пребы­вания в нем детей,

  • от программы, по которой работают педа­гоги,

  • конкретных условий ДОУ,

  • профессиональной компе­тентности педагога,

  • показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

  2.  Физкультурно-оздоровительные(направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);

  3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ДОУ);

  4.  Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов(направ­ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь­зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация);

  5. Образовательные(воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);

  6. Обучения здоровому образу жизни(технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис­тема занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

  7. К числу здоровьесберегающих педагогических техноло­гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,под которой понимается сис­темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

  • «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

  • «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

  1. по доминирующему методу: 

  2. исследовательские,

  3. информационные,

  4. творческие,

  5. игровые,

  6. приключенческие,

  7. практико-ориентированные.

  8. по характеру содержания: 

  9. включают ребенка и его семью,

  10. ребенка и природу,

  11. ребенка и рукотворный мир,

  12. ребенка, общество и его культурные ценности.

  13. по характеру участия ребенка в проекте: 

  14. заказчик,

  15. эксперт,

  16. исполнитель,

  17. участник от зарождения идеи до получения результата.

  18. по характеру контактов: 

  19. осуществляется внутри одной возрастной группы,

  20. в контакте с другой возрастной группой,

  21. внутри ДОУ,

  22. в контакте с семьей,

  23. учреждениями культуры,

  24. общественными организациями (открытый проект).

  25. по количеству участников: 

  26. индивидуальный,

  27. парный,

  28. групповой,

  29. фронтальный.

  30. по продолжительности: 

  31. краткосрочный,

  32. средней продолжительности,

  33.  долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.

  • Движение   воздуха, воды.

  • Свойства почвы и минералов.

  • Условия жизни растений.

  1. Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.

  • Виды животных.

  • Виды строительных сооружений.

  • Виды транспорта.

  • Виды профессий.

  1. Путешествие по карте

  • Стороны света.

  • Рельефы местности.

  • Природные    ландшафты и их обитатели.

  • Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

  1. Путешествие по «реке времени»

        Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

         История    жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  • идти в ногу со временем,

  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

  • наставником в выборе  компьютерных программ,

  • сформировать основы информационной культуры его личности,

  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер

  • Легкость для самостоятельных занятий детей

  • Развитие широкого спектра навыков и представлений

  • Возрастное соответствие

  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти

  • Говорящие словари иностранных языков

  • Простейшие графические редакторы

  • Игры-путешествия

  • Обучение чтению, математике

  • Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • обладает стимулом познавательной активности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога

  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

  • Бесплановость, случайность применения ИКТ

  • Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

  4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  6. Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства — в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

  • заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

            Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ),

  • рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др.

            Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» («Мне нравит­ся…», «Обожаю, когда…»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я ви­жу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

            Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

            Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

            Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам.

            Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе»содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт­фолио:

            блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

            блок «Какой ребенок умелый»содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность;

блок «Какой ребенок успешный»содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,

  • владеющим современными технологиями образования,

  • приемами психолого-педагогической диагно­стики,

  • способами самостоятельного конструирования педагоги­ческого процесса в условиях конкретной практической деятель­ности,

  • умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жиз­ни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитатель­ной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

            Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  • Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

  • образо­вание (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

  • повышение квалификации (название структуры, где про­слушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

  • дипломы различных конкурсов;

  • другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Со­держание данного раздела формирует представление о ди­намике результатов деятельности педагога за определен­ный период. В раздел могут быть включены:

  • материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

  • материалы, характеризующие уровень развития представ­лений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

  • сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диа­гностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

  • анализ результатов обучения вос­питанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

 В содержа­ние данного раздела помещаются материалы, свидетельст­вующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  • ма­териалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

  • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

  •  материалы, подтвержда­ющие участие в профессиональных и творческих педагоги­ческих конкурсах;

  •  в неделях педмастерства;

  • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

  •  авторские программы, методические разработки;

  • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит ин­формацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

  • планы по организации предметно-развивающей среды;

  • эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сце­нарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу про­анализировать и представить значимые профессиональные ре­зультаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессио­нального роста.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

  • Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

  • Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

  • Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Современные образовательные технологии для работы с детьми дошкольного возраста

Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?

Чем же технология отличается от методики?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:

концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;

целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

  • физкультурно-оздоровительные;

  • проектной деятельности;

  • исследовательской деятельности;

  • информационно-коммуникационные;

  • личностно-ориентированные;

  • игровую;

  • ТРИЗ;

  • коррекционные и др.

В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.

Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.

Современные технологии дошкольного образования:

Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;

Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»;

Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;

Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»;

Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»;

Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;

Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»;

Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»;

Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»;

Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».

А теперь об образовательных технологиях, используемых педагогами в работе с детьми, поподробнее.

Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на решение следующих задач:

— физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;

— укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;

— формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

Глазыриной Р.Д. – «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;

Базарного В.Ф. – «Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»;

Боковец Ю.В. – «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

закаливания;

дыхательной гимнастики;

гимнастики для глаз;

пальчиковой гимнастики;

точечного массажа и самомассажа;

упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;

физкультминуток;

релаксаций;

динамических пауз;

физкультурных занятий;

занятий на тренажёрах;

подвижных игр и элементов спортивных игр и др.

Коррекционные технологии.

К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:

Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;

Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;

Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.

Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:

  • арттерапия

  • сказкотерапия

  • психогимнастика

  • музыкотерапия

  • артикуляционная гимнастика

  • су-джок терапия

  • технологии воздействия цветом

  • технологии коррекции поведения

  • тренинги

  • песочная терапия и др.

Реализуются данные виды технологий специалистами учреждения дошкольного образования (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

Технологии проектирования.

Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.

Данные технологии реализуются в процессе:

работы в группах, парах;

бесед, дискуссий;

активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология

А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Технология исследовательской деятельности.

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Известны исследовательские технологии:

Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;

Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (Российская Федерация).

Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

  • эвристических бесед;

  • вопросов проблемного характера;

  • наблюдений;

  • моделирования;

  • опытов;

  • фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

  • «погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;

  • подражания голосам и звукам природы;

  • использования художественного слова;

  • дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;

  • трудовых поручений, действий.

Информационно-коммуникационные технологии.

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:

— расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;

— развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте — умения самостоятельно приобретать новые знания;

— заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

— использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;

— использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста);

— использование мультимедийных презентаций – это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

  • носить исследовательский характер;

  • быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;

  • иметь высокий технический уровень;

  • развивающими детские навыки и представления;

  • носить возрастное соответствие;

  • быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

развивающие воображение, мышление, память;

говорящие словари иностранных языков;

простейшие графические редакторы;

игры-путешествия;

обучающие чтению, математике;

мультимедийные презентации.

Перечень обучающих компьютерных программ, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ специального образования опубликован в ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012года.

Личностно-ориентированные технологии.

Задачи личностно-ориентированных технологий:

— гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.

— обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,

— индивидуальный подход к воспитанникам.

— приоритет личностных отношений.

Формы организации:

— игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность,

— упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность,

— гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

Игровые технологии.

Задачи:

— развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия;

— преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности;

— формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;

— социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

— развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

Технология ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;

  • формирование навыков творческого стиля мышления;

  • систематичности;

  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);

  • не шаблонности;

  • смелости решения;

  • творческой интуиции;

  • развития речи.

  • В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценированные и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.