Интеллектуальный ринг «Вокруг Пушкина»
10 класс
Довалева Елена Ивановна — учитель русского языка и литературы.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о жизни и творчестве
А.С.Пушкина; развитие творческих навыков написания поэтических текстов; развитие познавательного интереса к произведениям русской классики.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, И.И.Пущина, А.Дельвига,
Н.Н.Гончаровой; музыка П.Чайковского «Времена года»; фишки, 3 конверта с заданиями, жетоны.
Описание игры
Участвуют 3 команды . Игра состоит из IV этапов.
Вступительное слово ведущего.
«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина», — писал Лев Озеров.
Каждое новое поколение считает, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нём больше нет. Но проходят десятилетия и вчерашние знания о Пушкине кажутся неполными. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение поэта, раскрывает доселе неизвестные особенности наследия.
И мы сегодня собрались, чтобы вспомнить биографические данные А.С.Пушкина, оживить в памяти его произведения, посоревноваться в стихосложении, блеснуть интеллектом.
В игре участвуют 3 команды. В зале присутствуют знатоки творчества А.С.Пушкина, которым предстоит назвать лучшую команду (представление членов жюри), а также хранитель времени (следит за соблюдением регламента), помощники ведущего, раздающие жетоны. Итак, игра начинается!
1 этап. Разминка «Ты заслужил венок себе лавровый…»
Первой отвечает команда, быстрее других поднявшая сигнальную карточку. За верный ответ-жетон.
1.Определи и назови, какие стихотворные строки А.С.Пушкина зашифрованы в прозаических строках.
а)На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной.
( «У Лукоморья дуб зелёный…»)
б) Минус по Цельсию, безоблачное небо, часть суток замечательная.
( «Мороз и солнце! День чудесный!»)
в) Не грызун, не рептилия, а неизученное млекопитающее.
( «Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку»)
г)Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды.
( «Белка песенки поёт, да орешки всё
грызёт»)
д)Антипод тьмы, мне принадлежащий, где можно увидеть любое отражение, произнеси…
( «Свет мой, зеркальце, скажи…»)
е) Балбес ты, простодушный человек!
(«Дурачина ты, простофиля…»)
ж) Товарищи! Наше объединение достойно всяческих похвал!
( «Друзья мои! Прекрасен наш союз!,,»)
з)Нахожусь в полулежачем положении в помещении с железными прутьями на окнах и влажным климатом.
( «Сижу за решёткой в темнице сырой»)
- Пушкин в своих произведениях часто упоминает имена древних богов и мифологических героев. Кто они?
- Венера (богиня любви)
- Аврора (богиня утренней зари)
- Мельпомена (музы трагедии)
4.Фортуна (счастье, судьба)
б.Терпсихора (танцы) б.Талия (комедия)
7.Эол (бог ветров)
8.Диана (богиня охоты)
2 этап. «О сколько нам открытий чудных…»
Команды достают из мешочка фишки с номерами I, II, III. Под этими номерами им задаются вопросы. На размышление даётся 30 секунд.
I
«Поэт и его время»
- Автор памятника А.С.Пушкину в Москве.
(А.Опекушин)
- Автор «Истории государства Российского», которого поэт называет великим писателем.
(Н.Карамзин)
3 .Литературное общество, в котором состоял Пушкин.
( «Арзамас»)
- Лицейский товарищ, друг и секундант А.С.Пушкина.
(К.К.Данзас)
- Художники — современники Пушкина, написавшие его портреты.
(В.А.Тропинин, О.А.Кипренский)
6.Что входит в Пушкинский музей-заповедник?
(Михайловское)
- Какое произведение читал Пушкин на лицейском экзамене?
( «Воспоминания в Царском Селе»)
II
«Открывая Пушкина»
- Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил А.С.Пушкину свой портрет?
(В 1820 г. После опубликования поэмы «Руслан и Людмила». «Победителю ученику от побеждённого учителя»)
- Мария и Владимир — имена главных героев двух пушкинских произведений.
( «Метель», «Дубровский»)
- Каким было отчество Татьяны Лариной?
(Дмитриевна)
- Фамилия няни Пушкина.
(Яковлева)
- «Береги честь смолоду» — пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется?
(«Капитанская дочка»)
- Кто из героев был похищен в день свободы?
(Людмила, поэма «Руслан и Людмила»)
- Два стихотворения (1814 и 1829гг.) носят одинаковое название. Какое?
(«Царскосельский лицей»)
III
«Откуда эти строки?»
- «Веленью божию, о муза, будь послушна»
(«Памятник»)
- «Но полно, час настал. Гори, письмо любви».
(«Сожжённое письмо»)
- «Глаголом жги сердца людей».
(«Пророк»)
- «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый И рабство, падшее по манию царя…»
(«Деревня»)
- «.,.Я не хочу печалить вас ничем»
(«Я вас любил…»)
- «Любви, надежды тихой славы Недолго нежил нас обман…»
(«Чаадаеву»)
- «Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма»
(«Моцарт и Сальери»)
3 этап. «Мгновенно твой проснулся гений…»
Представители команд берут карточки с 10 вопросами. 3 минуты их обсуждают, затем отвечают. Вопросы, на которые не даны были ответы, впоследствии задаются болельщикам команд.
1.
1.Дата рождения А.С.Пушкина.
(6 июня 1799 г.)
2.3а какую плату нанялся Балда в услужение попу?
(3 щелчка)
- На кого любили охотиться 7 богатырей?
(серых уток)
- Кто первым написал стихотворение на смерть А.С.Пушкина?
(Ю. Лермонтов)
- В какой губернии находилось родовое имение Пушкиных?
(Псковской)
- Сколько лет пробыл А.С.Пушкин в южной ссылке?
(4 года)
- Как звали жену поэта?
(Наталья Николаевна)
- Имя главной героини сказки «Жених»
(Наталья)
- Ханом какого народа был соперник Руслана Ратмир?
(хазар)
- В каком году погиб Пушкин?
(1837 г.)
2.
- Сколько лет учился А.С.Пушкин в Царскосельском лицее?
(6 лет)
- Как звали няню А.С.Пушкина?
(Арина Родионовна)
- Как называлось имение Дубровских?
(Кистенёвка)
- В чём была сила Черномора из поэмы «Руслан и Людмила»?
(В бороде)
- Какой русский царь стал героем стихотворения «Полтавский бой»?
(Пётр I)
6.Чьей дочерью была главная героиня сказки «Жених»?
(Купца)
7.Имя убийцы А.С.Пушкина.
(Дантес)
- Где родился А.С.Пушкин?
(В Москве)
- Какой величайший поэт XVIII века присутствовал на лицейском экзамене А.С.Пушкина?
(Г.Державин)
- Для написания какого произведения А.С.Пушкин использовал летописный источник?
(«Песнь о вещем Олеге»)
3.
1 .Где служил Пушкин после окончания лицея?
(Коллегия иностранных дел) 2.Сколько лет писал Пушкин роман «Евгений Онегин»?
(9 лет)
- Как звали детей А.С.Пушкина?
(Сашка, Машка, Гришка, Наташка)
- Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?
(На Чёрной речке)
- Какая из сказок Пушкина заканчивается словами:
«Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок».
(«О золотом петушке»)
- Фамилия богатого помещика из повести «Дубровский»
(Троекуров)
7.Чей портрет рисует Пушкин?
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…»
(Татьяна)
- Какой военный чин имел отец Татьяны Лариной?
(Военный чин бригадира)
- Где находится могила А.С.Пушкина?
(Псковская область, Святогорский монастырь) Ю.На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?
(На гуслях)
4 этап. Творческий конкурс «Над вымыслом слезами обольюсь»
Каждой команде даются слова из стихотворения А.С.Пушкина «Возрождение» (каждое слово отдельно). (Приложение 1) Необходимо из них составить строфу. Затем сравнить с оригиналом. Высший балл — 3 жетона. Или сочинить в честь А.С.Пушкина оду, мадригал, дифирамб, гимн (Приложение 2).
А.С.Пушкин «Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья С измученной души моей,
И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
Приложение.
Ода — торжественное, прославляющее произведение, часто
написанное в честь какого-либо события или лица.
Мадригал — небольшое стихотворение-комплимент, дружеского или шуточного характера.
Дифирамб — стихотворение, написанное во славу кого-либо или какого- либо события, близкое по форме гимну или оде.
Гимн — хвала, восхваление.