Одна из составляющих государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов – оценка уровня сформированности речевой компетенции.
Выполнение задания 15.3 чаще всего вызывает у выпускников затруднение: они не всегда могут дать чёткий ответ на вопрос, что такое… (материнская любовь? Дружба? Патриотизм?). Поэтому подготовку учеников к выполнению такого рода заданий необходимо начинать как можно раньше.
Контрольная работа организовывает такую подготовку к сочинению по теме «Что такое патриотизм?».
Большинство сочинений по данному тексту взвешенные, рассудительные. В работах рассматриваются тема подвига русских солдат, защитивших страну от фашизма, анализируется проблема жизненных ценностей.
Наиболее часто встречающиеся типы грамматических и речевых ошибок в работах учащихся.
- Нарушение согласования, управления.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Ошибки в построении предложения с однородными членами.
- Ошибки в построении предложения с причастным/ деепричастным оборотом.
- Нарушение лексической сочетаемости.
Таким образом, можно констатировать средний уровень владения грамматическими нормами русского языка. Анализ обозначенных ошибок позволяет учителю планировать упражнения и задания по их предупреждению и устранению. В этом плане художественный текст как образцовое речевое произведение даст необходимый речевой опыт и позволит увидеть, как мастер слова «пользуется» языком для выражения замысла.
Нарушения фактологической точности.
Искажение наименований, жанров, авторов литературных произведений.
Неверные трактовки фонового материала.
Анализ выполнения части С даёт возможность учителю скорректировать учебный процесс, акцентировав внимание на выделенных проблемных зонах. Одним из наиболее эффективных способов развития речевой культуры старшеклассника, на наш взгляд, можно считать обращение к тексту и его анализ в единстве формы и содержания. Именно речевая практика есть средство создания внутреннего мира личности, богатства её содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, жизненное самоопределение. В этом смысле текст как явление речевой практики выступает и как результат первичной, и как объект вторичной коммуникативной деятельности, что определяет востребованность новых методических приёмов в обучении речевой культуре учащихся на основе текстовой деятельности и с ориентацией на неё, что, в свою очередь, предполагает акцентирование внимания не только к процессу речи, но, прежде всего, к качественным изменениям личности.
Таким образом, для осуществления и, прежде всего, включения ученика в творческую деятельность по анализу текста и созданию на его основе собственного речевого произведения необходим перенос ранее усвоенных знаний и сформированных умений анализа в новую ситуацию, которая характеризуется взаимосвязью аналитической и продуктивной деятельности и может быть реализована в обучении на основе тексто-технологического подхода.