«

»

Окт 01 2020

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ (3-4 года)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ  → 4-го года жизни ←

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: → Кризис трех лет: «Я сам!», «Я уже взрослый!»


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ГОДА)


 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период до­школьного детства.

Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность груд­ной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребен­ка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологичес­кие изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации пол влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слиш­ком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыха­ния. В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, осо­бенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная муску­латура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в про­цессе изобразительной деятельности, в строительных и дидакти­ческих играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и по­вороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.

Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположен­ность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыха­ние и согласовывать его с движением. Важно приучать детей ды­шать носом естественно и без задержки. Очень полезны для ма­лышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыха­ния лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии по­сильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.

В дошкольном возрасте происходит совершенствование стро­ения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к ана­лизу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процес­сах значительная роль принадлежит не только непосредственно­му восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.

Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комна­ту вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитате­ли на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного моз­га легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут восприни­мать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и сло­весные воздействия на детей.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно но­выми чертами. Одна связана с формированием личности ребен­ка, другая — с формированием его деятельности.

С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и зна­ния о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведе­нии — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответ­ствовать требованиям взрослых, быть хорошим.

Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребен­ка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.

Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявля­ются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни назы­вают «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определен­ную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность дей­ствий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только фор­мируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обста­новки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость де­тей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольни­ки отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз.

Преднамеренность, произвольность деятельности предпола­гает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с парт­нером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.

На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлека­ет мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисова­ние, конструирование). Мотив общественной пользы для ребен­ка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой кук­лы.

В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию при­водит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой дея­тельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполне­ние одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формиро­ваться.

Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жиз­ни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направ­лении его достижения.

Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в пер­вую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психи­ческого развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка дан­ного возраста является потребность в общении, уважении, при­знании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — иг­ровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Восприятие. Ведущей познавательной функцией является вос­приятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень вели­ко, так как оно создает фундамент для развития мышления, спо­собствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать веду­щие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие бу­дет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит раз­виваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенно­сти предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенство­ваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направ­ленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от дру­гих. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные каче­ства, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способ­ность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы пере­ключить его внимание с объекта на объект, часто требуется не­однократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребе­нок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его ус­тойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ре­бенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разроз­нен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памя­ти два объекта, к концу года — до четырех объектов.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимоза­висимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут срав­нивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отноше­ние общего к частному и частного к общему понимается ребен­ком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более разви­том мышлении.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребен­ка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать са­мостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают форми­роваться и проявляться.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разру­шается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само воз­никновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального пережива­ния. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуатив­ной и диалогической, но становится более сложной и разверну­той. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появля­ются сложные предложения.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особен­ность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые пла­ны, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло­вах действия, которые опускает в реальности.