«

»

Фев 24 2019

Урок музыки «Образ матери в музыке, поэзии и живописи»

 

3 класс.                                                                                                                                                   

Урок музыки №11.                                                                                                                                                     

Учитель Е. Р. Чумаченк

Тема раздела: «О России петь — что стремиться в храм».

Тема урока: «Образ матери в музыке, поэзии и живописи».

 Эпиграф урока:

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».

Д. Шостакович.

Цель урока. Создание условий для погружения обучаемых в мир духовной музыки и иконописи для накопления музыкального багажа.

Задачи урока.

Образовательные.

  • Раскрыть особенности духовной музыки, поэзии, живописи;
  • Познакомить с произведением композитора С. В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

 Воспитательные.

  • Формировать в душе и сознании ребенка глубокие человеческие чувства – патриотизм, доброту, умение понимать прекрасное и любоваться им;
  • воспитывать уважение к русским духовным традициям;
  • вовлечь детей в процесс музыкального общения;
  • создать атмосферу комфорта и взаимопонимания.

Развивающие.

  • Развивать культуру общения;
  • культуру слушания и сопереживания музыкального произведения;
  • развивать творческое мышление;
  • чувство ритма;
  • музыкальную память;
  • вокально-хоровые навыки.

Тип урока. Формирование новых знаний.

Вид урока. Комбинированный.

Оборудование: ноутбук; DVD; раздаточный материал; аудиозапись; фортепиано; стенды, наглядные пособия.

  

Методы, применяемые на уроке.

  • Практический;
  • словесный;
  • наглядно — слуховой;
  • метод сравнения;
  • метод обобщения.

 

Ход урока.

Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы говорим о самом важном в жизни каждого человека. О его духовном мире, переживаниях, чувствах, о его индивидуальности. Название темы и эпиграф нашего урока вы видите на экране. Как вы думаете, что хотел сказать Дмитрий Дмитриевич Шостакович? (Ответы – рассуждения учащихся). Верно. На каждом нашем уроке мы, погружаясь в мир искусства, не только узнаем что-то новое, а и имеем возможность насладиться звучанием музыкальных произведений, которые мы слушаем и поем. Мы можем проследить ту незримую нить, которая связывает нашу жизнь с прошлым и ведет нас в будущее.  Напомните мне, пожалуйста, картину какого итальянского художника мы рассматривали на прошлом уроке? О творчестве какого австрийского композитора мы говорили? (Ответы учащихся).

Да, действительно, на прошлом уроке мы внимательно рассматривали картину великого итальянского художника Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» и слушали молитву замечательного австрийского композитора Франца Шуберта «Аве Мария», которую он создал под впечатлением чувств, охвативших его при виде прекрасного образа Матери Иисуса Христа.

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери.

Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна есть и обращение Всепетая.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Богородице такие строки:

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель — 

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…    

Как я уже сказала, многие художники и скульпторы посвятили Деве Марии свои творения и полотна.

С детства знакомы нам картины прекрасного русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Аленушка», «Иван — царевич на сером волке», «Богатыри».

Иллюстрация картины Васнецова «Богоматерь с младенцем» в нашем учебнике на странице 43. Кто изображен на картине? Во что одета женщина? Какие цвета красок использовал художник? Как вы думаете почему? (Ответы ребят). Изображена женщина в простых одеждах, на голове у нее покров (отсюда и название христианского праздника «Покров Пресвятой Богородицы»). В картине достаточно много оттенков синего цвета, символизирующего небо.

Один из талантливейших людей России композитор Сергей Васильевич Рахманинов также нашел свое творческое вдохновение в образе Богородицы.

Что же мы знаем об этом человеке, оставившего свой яркий след не только в музыкальной культуре России, но и всего мира.

Демонстрация презентации.

Слайд 1.  Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943). Его сильные виртуозные руки принесли ему славу гениального пианиста, а доброе, чуткое сердце сделало его исполнительское и композиторское мастерство необычайно выразительным.

Слайд 2.  С. В. Рахманинов родился 20 марта 1873 года в небогатой дворянской семье. Вырос в Сант-Петербурге. В семье любили музыку и под чутким вниманием своей мамы он уже в 4 года начал играть на рояле, а в 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а со временем и в Московскую.

Слайд 3. Одним из учителей молодого музыканта был Петр Ильич Чайковский, который на выпускном экзамене поставил Рахманинову не виданную ранее оценку –5++++.

Слайд 4. Рахманинов был крупнейшим композитором, дирижером и пианистом.

Слайд 5.  Вот какие строки посвятил композитор своему отношению к жизни, музыке, Родине, любви:

Что такое музыка?

Это тихая лунная ночь;

 Это шелест живых листьев;

Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;

Это любовь!

Слайд 6.  Рахманинов был скромен, вежлив, всегда безукоризненно одет. Очень бережно относился к своей семье, любил дочерей, посвящая им много своего времени и заботы. Был человеком истинно верующим, занимался благотворительностью и всегда помнил о России, своей Родине.

Слайд 7.  Вот какие слова сказал истинный патриот Сергей Рахманинов о своей связи с русским народом:

«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка».

  1. Слушание музыки.

Слайд 8.

Слайд 9. А сейчас мы послушаем очень внимательно одно из произведений С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

Задание учащимся. Во время слушания вы закроете глаза – пусть они отдыхают. Но мысленно, представляя себе картину В. Васнецова, вы постараетесь сравнить образы музыки и картины. Дополняют ли они друг друга? Какое возникает настроение, когда искусство цвета красок

и искусство музыкального и поэтического звука, соединяясь вместе, создают единое, неразрывное полотно. (Слушание).                                                                                                        (Звучит молитва «Богородице Дево, радуйся» композитора С. В. Рахманинова).

На нашем стенде «Словарь эстетических терминов, найдите слова, при помощи которых мы можем выразить наши чувства и переживания во время звучания молитвы. (Ответы ребят).

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока мы еще раз убеждаемся, что необходимо идти к знаниям, для того чтобы лучше понимать искусство, а сегодня мы говорим о музыке, живописи и поэзии.

Давайте, при помощи нашего кроссворда, вспомним, о чем мы говорили сегодня. (Построение кроссворда на мультимедийном экране).

  Вопросы по горизонтали:

  1. Имя матери Иисуса Христа.
  2. Имя поэта, стихотворение которого прозвучало сегодня на уроке.
  3. Фамилия композитора молитвы « Богородице Дево, радуйся».
  4. Фамилия художника, автора картины « Богоматерь с младенцем».

 

Ключевое слово МАМА.

Действительно, Мадонна – женщина с ребенком на руках. Мама, которая любит, оберегает, защищает, учит своего малыша.

Слушаем стихотворение «Мама» в исполнении ученицы.

Как называется самая первая песня, которую ребенок слышит от своей мамы? (Ответ – колыбельная).

Сегодня мы начнем работу над колыбельной песней «Зимняя сказка», которую написали поэт Андрей Усачев и композитор Александр Пинегин.

Просмотр видеоклиппа.

О чем поэт рассказывает в песне? Почему сказка ЗИМНЯЯ? Какое настроение нам «напевает» мелодия? (Обращаемся к «Словарю эстетических терминов»). Ответы ребят.

  1. Вокально – хоровая работа.

Начиная работу над песней, выполняем упражнения на дыхание, распевку на Legato.

Работаем над 1 куплетом. (Вокально – хоровые навыки: пение в унисон, цепное дыхание, распевание мелодии, фразеровка, четкая дикция). Музыкальное сопровождение – фортепиано.

  1. Творческая работа.

На наших уроках мы продолжаем работу над творческими проектами «Я и мамочка моя». Это ваши рисунки, рассказы, фотографии. Кто сегодня представит свой проект? (Учащиеся предлагают свои работы).

Подведение итога урока – снова возвращаясь к эпиграфу урока.

Оценивание ответов самых активных ребят и самых удачных творческих работ. Я уверена, что на следующем уроке, у нас будет еще больше хороших и отличных оценок. Каждый день приносит нам что-то новое. Вслушивайтесь в музыку звуков, окружающих нас. Любуйтесь картинами нашей прекрасной крымской природы. Запоминайте те моменты жизни, которые радуют вас, поднимают настроение.

Окончание урока.

Наш урок окончен. До свидания. Я буду рада снова встретиться с вами на следующем уроке.