«

»

Фев 28 2019

Урок музыки «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

 

5 класс.                                                                                                                                                        

 Урок музыки №22.                                                                                                                                          

Учитель Е. Р. Чумаченко

Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство                                                                                                                                                      

Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»                                                          

Эпиграф:

И мощный звон промчался над землею,  

И воздух весь, гудя, затрепетал    ,

Певучие, серебряные громы                                                                                                                                                 

Сказали весть святого торжества…                                                                                                                            

                                                              А. Хомяков

Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи:

       Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
  • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов
  • установить присутствие «колокольной тематики» в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений
  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли
  • закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о колокольных звонах в композиторской музыке
  • Воспитательные:
  • способствовать патриотическому воспитанию детей
  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли
  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины
  • Развивающие:
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
  • развивать речь и умение, слушая, слышать  расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире                                           

Тип урока: интегрированный

Вид урока: урок с элементами исследовательской работы

Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер,  колонки, плакат с нотной записью колокольного звона, презентация к уроку, фортепиано, учебник «Музыка» 5 класс Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:

а) Красный звон звонницы Спаса — Евфимиевского монастыря (г. Суздаль)
б) колокольный звон Киево-Печерской лавры
в) фрагмент песни «Вечерний звон» сл. И. Козлова, муз. народная (исполняет трио «Реликт»)
г) «Песня о России» на сл. О. Высотской, муз. В. Локтева (минус с колокольным звоном)

д) «Если б камни могли говорить». Муз. О. Ромазан, сл. Р. Рождественского.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Повторение ранее изученного материала.                                                                                                          
  3. Изучение нового материала. Презентация

Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр, что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах) Слушайте!

Слайд № 2 (до этого момента был скрыт) Звучит Красный звон звонницы Спаса — Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)

Тема сегодняшнего урока — «Колокольные голоса России». Честь и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов!

Слайд № 3.1 Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева — било (от слова «бить»). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.

Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII — III веках до н.э., по другим — в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон — ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе — кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).

Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.

Слайд № 3.2 Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Наш Воронеж в их числе. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:

  1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
  2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
  3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
  4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
  5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.

К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно «наказывали»: отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой — набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г. Архангельска.

Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как описывается звучание колоколов в «Притче о двух колоколах» Ольги Безымянной:

На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И звонили оба колокола по-разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук, который тревожным эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с души, освобождая ее от невидимой тяжести:

Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин — предназначение).

Слайд № 4.1 В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие — благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.

Слайд №4.2 Сначала о самых больших колоколах:

  • Благовестники — праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.
  • Воскресные колокола — чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.
  • Постные колокола — в них звонили во время православного поста.
  • Полиелейные — звучали в дни полиелейного Богослужения
  • Будничные колокола — звонили в простые, не праздничные дни
  • Часовые колокола — «отбивали» часы, отмеряя время.

Средние колокола использовались для украшения основного звона. Звучание их выше, чем у «басовых» колоколов-благовестников.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без их высоких заливистых голосов колокольная музыка была бы лишена особой красочности.

Слайд № 4.3 Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

Благовест — особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.

Трезвон — один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.

Перезвон — удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.

Набат — сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми — соседние к ним.

Погребальный звон — скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства до взросления). В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания.

Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы (плакат на доске):

Озвучить нотную запись на фортепиано.

  1.  Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (четыре)
  2. Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука)
  3. Куда приглашают колокола и для чего? (в храм или церковь, приглашают на церковную службу)

Давайте вспомним жанры русской народной музыки, которые так или иначе были связаны с колокольным звоном (Календарные обрядовые, семейно-бытовые обрядовые).

Вы все хотя бы раз звонили в колокольчик, потому помните, что внутри его «чаши» находится так называемый «язык», который ударяет о его стенки. Вспомните движение вашей руки и назовите первый способ управления колоколами (раскачивать колокол).

Верно. Европейские колокола до сих пор управляются таким способом, т.е. их раскачивают. Но таким способом можно управлять лишь небольшими колоколами. Россия же славится умением изготавливать очень большие колокола, которые просто так не раскачаешь.

И тогда звонари стали раскачивать не сам колокол, а: (его язык).

Как вы думаете, почему? (язык значительно легче, чем сам колокол)

Слайд № 5.1 Но на Руси научились отливать и просто огромные колокола. Самый известный колокол — «Царь-колокол». Его вес 200 т, высота — 6, 24 м, диаметр — 6, 60 м. С чем это сравнить? 200 тонн — это примерный вес 50 слонов, 6 м — высота двухэтажного дома, а внутри чаши вполне можно было бы жить, как в огромной комнате. Как справиться с таким великаном? И подобные колокола у нас не редкость, потому на колокольнях и был придуман особый механизм — педали, наступая на которые при помощи веса своего тела звонари могли раскачать язык и такой громадины. На уроках православной культуры вы уже знакомились с Царь-колоколом, потому его история должна быть вам известна:

В 1654 г. Царь-колокол был отлит по приказу царя Алексея Михайловича. Весил он тогда 130 т и был действующим около пятидесяти лет, но в 1704 г. во время пожара был повреждён.

В 1733 г. было принято решение о том, чтобы перелить колокол. За дело берутся отец и сын Моторины — русские мастера-литейщики. По приказу императрицы Анны Иоановны в новый колокол будет добавлен материал, от чего его вес увеличится до 200 т. После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения тот треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой серьёзной, что от чаши колокола отломился кусок. Работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. колокол подняли и установили на постаменте у колокольни «Ивана Великого».

Слайд №5.2 Слайд № 6.1 Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. Со времён Киевской Руси хранят древние храмы тайны, не подвластные времени. Колокольные звоны Киево-Печерской лавры — огромного музея историко-культурного заповедника под открытым небом, — мне довелось слышать в детстве. Впечатление осталось на всю жизнь. Это один из первых по времени основания монастырей Руси. Слушайте и вы голос времени:

Слайд № 6.2 Звучит Колокольный звон Киево-Печерской лавры

Вот так, как вы сейчас, услышав колокольные звоны, вдруг начинали говорить в своих произведениях поэты, писатели, композиторы и художники. Эти строки написаны нашим современником:

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.

А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу:

(Фрагмент стихотворения «Звон колоколов», fisher)

Человек, колокола, душа, Вечность, храм, молитва: Разве может существовать одно без другого? А как вы понимаете слово «молитва»? (просьба, обращение к Богу)

Слайд № 7 А может ли быть молитва в камне, в красках, в звуке? (беседа с последующим восстановлением цепочки при помощи триггеров)

В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке. Колокольные звоны называют «звучащей иконой». Очень меткое определение!

Слайд №7 (триггер «Литература») Через ощущения разных людей, описавших колокола в музыке, литературе и живописи, мы учимся слышать их по-своему. И эти произведения, так же, как и сами колокола, таят в себе удивительные, порой неожиданные открытия.

Слайд № 7 (триггер «Литература») Люди во многих странах мира воспринимают колокола, как часть своей Родины, но отзываются звоны у нас в душе очень схоже. Вот вам пример:

Эдгар Аллан По — известный американский писатель XIX века. Его поэма «Колокола и колокольчики» уже давно переведена на русский язык. Читаешь, и хочется усомниться: а действительно ли автор — не русский человек? Послушайте, как он описывает разные колокольные звоны (выдержки из текста на слайде).

Так же, будто о человеке, рассказывает о колоколе русский поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении (выдержка из текста на слайде)

Слайд № 8.1 (живопись и музыка) И ещё два необычных воплощения. Посмотрите на картину И. Левитана. «Вечерний звон». Озвучьте самый очевидный ответ на вопрос: «Почему картина — носит «музыкальное» название?» Разве этот «тихий» вид искусства может звучать? (Мы видим на ней церкви, и время, судя по всему, вечерней службы; наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину. Теперь мы слушаем эту картину в своём воображении). Всё верно, но в этой картине есть секрет. О нём чуть позже. А теперь обратите внимание на музыкальное произведение — песню, написанную на народную музыку и стихи И. Козлова. Как она называется? (так же, как и картина, — «Вечерний звон»)

Эти произведения не появились на свет «благодаря друг другу», но если провести эксперимент и совместить два «Вечерних звона», то можно найти много общего.

Слайд № 8.2 — 8.3 Звучит фрагмент песни «Вечерний звон» сл. И. Козлова, муз. народная (исполняет трио «Реликт»)

  1. Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
  2. В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента)
  3. Обратили ли вы внимание на моё «видеодополнение» к вступлению песни? (да, на слайде появлялись колокола) Одинаковые? (разные по размеру)
  4. Почему я не взяла одинаковые колокола? (у каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов — и больших, и маленьких)
  5. Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня? (нет, ещё пели слова, как в обычной песне) О чём была эта песня? (о воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул)
  6. А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты? (нет, только голоса)
  7. Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии? (изображение колокольного звона)
  8. Как вы думаете, для чего в этой песне звучание колоколов? (ответы ребят)

А теперь вернёмся к картине и уже заданному вопросу: можно ли её назвать музыкальной? Ответ на этот вопрос уже звучал, но только ли церковь на том берегу реки говорит нам об этом?

Слайд №8.4 (линии — контуры) Посмотрите, сколько разных линий. Я выделила лишь несколько самых явных: река и берега, отражения, контуры леса и храма на фоне неба… А какие это линии? (плавные, извилистые) Как вы думаете, можно было бы спеть эти линии, если разместить их на нотном стане? (получится мелодия).

Слайд № 8.5- 8.6 (удаляем лишнее) Значит, музыка в этой картине есть! Линиями «испещрено» всё пространство вокруг маленькой церквушки. Как круги на воде после брошенного камешка. Жаль, что мы не можем заглянуть за границу нарисованного, но даже сейчас видно, какие просторы охвачены вечерним колокольным звоном! А теперь даю задание вам: посмотрите на то, как распределены на картине цвета: у каждого оттенка своё место и достаточно яркая граница, отделяющая краски одна от другой. Не заметите ли вы здесь звучания колоколов? (беседа по слайду)

Слайд № 8.7 (выделение пяти областей цвета) И. Левитан назвал свою картину «Вечерний звон», конечно же, не случайно. Самое простое предположение о происхождении картины: «Жил-был художник, который приходил вот на это место и рисовал под звон колоколов свою картину:» А, может быть, всё было наоборот? Прислушался однажды художник к колоколам, и превратилась линия на холсте в реку-мелодию: слева торжественный благовестник, правее воскресные колокола, чуть дальше будничные, а маленькие подзвонные колокольчики — это небо и солнце… Чем не финальная часть нашего фрагмента песни «Вечерний звон»! Но главная общая черта этих двух произведений в их содержании. О чем говорили художник и музыкант? (о любви к Родине)                

  1. Актуализация знаний

Для того, чтобы подвести итог первой части нашей беседы о колоколах и колокольных звонах, давайте проведём небольшую экспресс-викторину.

Слайды № 9 — 13 (см. комментарии к слайдам)

5.Вокально-хоровая работа:

Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика- физминутка по методу В. Стрельниковой) Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное-отрывистое)

Работа над песней «Песня о России» на сл. О. Высотской, муз. В. Локтева (минус с колокольным звоном), «Если б камни могли говорить». Муз. О. Ромазан, сл. Р. Рождественского. Сначала вспомним мелодию этой песни (повторение по фразам) — равномерный ритм, лёгкость,  дикция , теперь давайте исполним песню с сопровождением,  внимательно следите за дирижерскими жестами.

  1. Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.
  2. Домашнее задание: Слайд №14.1

Следующая наша тема будет посвящена колокольным звонам в композиторской музыке, а это значит, что колоколам предстоит звучать в концертном зале вместе с другими музыкальными инструментами. К следующему уроку нужно найти ответ на единственный вопрос: как на маленькой сцене уместить целую колокольню?

Список литературы и ЭОР, используемых на уроке:

1.Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка 5 класс, «Просвещ.», М. 2009

  1. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева Поурочные разработки 5-6 класс, «Просвещ.», М., 2011

3.Т.Я. Затямина Современный урок музыки, М., Глобус

4.Л.В. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий «Глобус», М.2009

Красный звон Звонницы Спаса — Евфимиевского монастыря г. Суздаля. (Колокольные звоны Золотого кольца России, 2004)

Праздничный звон Киево-Печерской лавры (Киево-Печерская лавра на рубеже тысячелетий, 2004)