«

»

Дек 25 2020

Родителям будущих первоклассников

Качественно подготовленные выпускники детского сада – залог их успешной адаптации к школе.

Готовность к школе – это сформированность необходимого минимума интеллектуальныхсоциальных и личностных  качеств, помогающих ребенку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника» и освоить новую для него учебную деятельность.
Готовность к школе состоит из нескольких аспектов:

1. Интеллектуальная готовность.

Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы.

На самом деле интеллектуально готовый ребенок  — это в первую очередь ребенок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребенку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.


2. Социальная готовность это обладание умениями и навыками необходимыми ребенку для сосуществования в коллективе.

— Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы.
— Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива.
Как правило, эти навыки присущи детям, посещавшим детский сад или воспитывающимся в большой семье.
В социальную готовность также входит умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя, самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.
Ребенок должен иметь навыки личностного общения:
— навык самопрезентации и умение проявить инициативу в общении, то есть подойти познакомиться первым.
«Привет, меня зовут Таня, я люблю рисовать и лепить, а тебя как зовут…, а ты что любишь).
— умение самому создать ситуацию для общения – то есть умение найти повод, для разговора, для знакомства. «У тебя не получается застегнуть портфель, давай я тебе помогу. Подержи вот здесь… Меня зовут Таня, а тебя? Хочешь печенье…»
— умение воспользоваться ситуацией для общения, умение откликнуться на призыв другого, на просьбу помочь.
Это когда другой говорит: «Извини, мой карандаш закатился под твою парту, ты не мог бы его достать?». Социально контактный ребенок не только достанет карандаш, но воспользуется поводом для дальнейшего общения: «На, держи, я достал… А что ты рисуешь? А я пароход не так рисую, хочешь, покажу? А меня еще папа научил подводную лодку рисовать, могу и тебя научить…»
И это далеко не весь перечень навыков, помогающих ребенку безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.
Казалось бы, ребенок  с гибким и пытливым умом, который легко идет на контакт, имеет совершенно сформированную готовность к школе – ан, нет, есть еще один аспект готовности ребенка к учебе в школе – и отнюдь не маловажный. Это личностная готовность.


3. Личностная готовность.

Личностная готовность – это степень сформированности у ребенка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль —  роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни.
В понятие личностная готовность входит:
— появление нового уровня самосознания
Ребенок осознает себя не только членом своей семьи, в нем уже назревает потребность занимать общественно значимое положение, быть как взрослый, иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша —  он равняется на старших детей.
Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребенка к новой общественной роли – позиции «школьника».
— способность к адекватной самооценке.
Это умение ребенка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребенок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.
— умение соподчинять мотивы поведения.
Это когда ребенок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в солдатиков, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.
Как вы видите, каждый аспект готовности ребенка к школе – важен. И выпадение одного приводит к трудностям, как во время адаптационного школьного периода, так и в последующие годы учебы.
Важно помнить, что никогда не поздно сформировать недостающие элементы готовности к школе, и не важно  ваш ребёнок уже  учится в школе или нет.