«

»

Окт 18 2016

Развитие речи у самых маленьких. Рекомендации родителям от психолога ДОУ.

Развитие речи у ребенка – исключительно важный процесс, отнимающий значительную часть ресурсов мозга ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Встав на 2 ноги, научившись ходить, ребенок начинает интенсивнее интересоваться окружающей его обстановкой. Мозг, выполнив задачу освоения ходьбы, освобождает место для новых задач, связанных с более детальным изучением мира вокруг. Мышление начинает систематизировать, дифференцировать, сравнивать. Позже – искать всему этому объяснения. Хорошей подмогой в этой работе мозга становятся названия предметов, явлений и действий. Они обозначают предмет и снижают риск запутаться или перепутать две схоже вещи – например ложку и поварешку. Таким образом для ребенка, который учится говорить невозможно разделить по степени важности сам практический опыт и развитие речи. Чтобы было слово, нужно чтобы было видно и то, что это слово значит. “Дождь” для ребенка, который не видел дождь  – лишь звуки.  Однако, если ребенок знает, что “идет дождь”, мышление начинает свои работу: анализирует и делает выводы. Т. е развивать речь ребенка безусловно нужно одновременно с расширением его опыта.

Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:

  • Расширение опыта
  • Работа над пониманием речи
  • Работа над мотивацией к речи
  • Работа над произношением

Расширение опыта

  • Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться  Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс – информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)
  • Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)
  • Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки
  • Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью.   Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в  конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом – пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки.  Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры
  • Посещение зоопарков, музеев, парков и  других  мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть  все новые ситуации,  которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры  в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.
  • Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке
  • Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения – сначала рифмующиеся, затем другие.
  • Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами

Работа над пониманием речи

  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
  • Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
  • Называйте предметы. Называйте имена людей
  • Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
  • Считайте игрушки, дома, людей
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка
  • Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует (“Ты расстроился”, “ты очень рад” и т.д)
  • Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.

Работа над мотивацией к речи

  • Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, “помоги”, “нарисуй”, “книжка” и т. п.)
  • Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
  • Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
  • Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
  • Разговаривайте больше сами

Работа над произношением

  • Играйте в “Попугайчика”: Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
  • Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой  разрежьте на 3 части и собирайте корову, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть “-ко”, вторую “-ро”, третью  “-ва”  )
  • Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
  • Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
  • Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
  • Читайте ребёнку как можно больше.