«

»

Дек 22 2016

Отчет по внеурочной деятельности «Культура и обычаи народов Крыма»

Отчет по внеурочной деятельности
«Культура и обычаи народов Крыма»

Учитель: Абдулятифова Лиля Рустемовна

КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ НАРОДОВ КРЫМА
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Поэтому одним из важнейших направлений работы МБОУ СОШ ДС №15 является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.
Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся. Задачей современной школы, в том числе и нашей МБОУ СОШ ДС №15 является возрождение национальной культуры, сохранение ценностей.
Мы стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций народов Крыма в этнокультурном воспитании школьников.
В своей практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам,. А также широко использую современные компьютерные технологии.
Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.
Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях крымских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.
В своей работе также активно использую такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои крымских сказок» и сборников загадок, пословиц и поговорок,. Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников.
Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области.
Важным этапом развития гражданского знания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Формирование этнокультурной компетентности, предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.
Здесь начинается формирование эстетических вкусов, первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитет. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе крымской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.
Хранителем традиций является семья, как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания.

Сценарий открытого мероприятия «Крым- наш дом»

Звучит фоновая музыка
Слайды с видами Крыма (шум моря, чаек)

1.Его называют «Зеленый остров»,
Прекрасный остров ,чудесный Крым!
Он с легкокрылой, стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною сравним!

2.Здесь все как в легенде- скалы ,пещеры,
Лозы виноградной зеленый виток.
Реки , озера, степные просторы,
Весенней яйлы златотканый платок!

3.Крым – это планета в миниатюре!

4.Крым – это осколок античной культуры!

5.Крым – это полпути от полюса к экватору!

6.Крым- это соединение всех целительных сил природы!

7. Крым- это виртуозная игра трех стихий!

8. Крым – это мастерская гениальной природы, гостеприимный дом! Никто не останется равнодушным!

1.Мы любим Крым : его леса и горы,
И водопадов- ледяную пыль;
Степей бескрайних- дикие просторы,
Песчаных пляжей- много- много миль!

2.Дворцов и замков- мраморные своды,
Пещер холодных- темный лабиринт.
В прибрежных скалах –маленькие гроты,
Могил и склепов- тайный манускрипт!

3.Пыль крепостей- ступень тысячелетий,
Фонтанов в парках- сказочных соцветий,
Дельфинов стаи, мчащихся в залив.
Монастырей, мечетей и курганов ,
Мы навсегда историю храним!

4.Пускай в краю чужом меня отыщет слава,
Пускай чужие увлекают города,
Но я губами припаду устало
К тебе ,родная Крымская земля!

Песня о Крыме «Милый Крым»
1.История Крыма – это сплетение востока и запада. История греков и золотой орды, татар и запорожцев, русских и караимов, христианских церквей и мечетей!

2.История Крым – это легенды, песни, написанные нотами пещерных городов, развалин замков и крепостей, звуками водопадов и рек, убаюкивающим шумом моря!

3.Каждый уголок Крымской земли пропитан тайной, которую так хочется разгадать, окутан легендами, которые хочется прочесть. Давайтесь окунемся в мир тайн и чудес нашего полуострова, узнаем такие дорогие сердцу места.

(Видео слайды с различными уголками Крыма, дети угадывают Ласточкино гнездо, Ханский дворец, Воронцовский дворец, Водопад Учан- Су и т.д.)

1.История Крыма насчитывает многие тысячелетия. Многочисленные народы со своими языками и культурами то приходили, то исчезали из Крыма. И каждый народ оставлял частицу своей истории, своей культуры.

2.Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Молдаване и хазары.

3.Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы.
Есть у нас другое имя
Вместе нас зовут- крымчане! (Хором)

Ведущий: Да, мы разные. Но в этом многообразии культур, переплетении религий и есть красота и многогранность нашего полуострова. Ведь прежде всего Крым- это люди, населяющие наш полуостров, большая дружная семья!
Сейчас я предложу вам просмотреть слайды и назвать народности. Какие? Вы сейчас догадаетесь.
(Слайды-атрибуты: деревянная ложка- русские, венок- украинцы, фес- крымские татары, кресты- армяне)
Ведущий: Много народностей населяют наш прекрасный полуостров. Все мы живем в дружбе и согласии. Зачастую сидим за одним праздничным столом, угощаем друг друга вкусными блюдами . Какими? Давайте посмотрим(как вы думаете, представитель какого народа мог бы угостить нас этим блюдом?)
( Слайды- кулинария: чебуреки- крымские татары, блины- русские, борщ- украинцы)

Ведущий: Многообразие –это чудесно. И не только в кулинарии. Дети, вы любите цветы?(дети отвечают) А мы можем сказать какой из них лучше?(нет) Каждый из них красив по-своему: один удивляет нас своей изогнутой причудливой формой, другой – яркостью цвета, третий- чудесным тонким ароматом. Так и среди народов. Своим разнообразием мы дополняем друг друга и делаем наш полуостров ярче и многограннее. Во всем! И в музыке в том числе! Давайте окунемся в мир музыки и танца.

( Музыкальные слайды: сиртаки -греки , семь сорок- евреи, барыня- русские , хайтарма- крымские татары, гопак- украинцы, лезгинка- осетины)

1.Крым- это дом ,в котором каждый найдет свое:
Уставший- отдых,
Ослабевший- силы,
Больной- исцеление,
Любознательный- пищу для ума,
Рискованный – приключения!

2.Крым- наша Родина!
Помните это, души не жалейте ради него!
Пусть над зеленным островом нашим,
Мирное, доброе солнце встает!

Флешмоб: « Я , ты , он, она»

1.Мы разные. У каждого из нас свои традиции и обычаи. Мы поем разные песни, танцуем разные танцы. Мы отличаемся цветом глаз и волос. У каждого из нас свой характер, свои интересы. Но это все неважно, ведь нас объединяет гораздо большее- огромное доброе сердце, бьющееся в унисон, наполненное любовью и уважением друг к другу, к своей стране, желанием подать руку помощи ,если это нужно. Ведь самое главное в жизни – быть и оставаться честным , достойным человеком!

Песня финальная: «Быть человеком»