«

»

Мар 26 2019

Отчет по внеурочной деятельности курса «Основы православной культуры Крыма»

 

«Пусть добром наполнится душа…»

“Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”

                                                                                           В. А. Сухомлинский


 

 «Главной целью преподавания «Основ православной культуры Крыма»

является формирование духовной личности,

 которая знает и ценит культуру и историю Православия.»

С.В. Аксенов

 

         История человечества не знает ни одного этноса, который не имел бы религиозных представлений. Поэтому изучение жизни любого народа, государства немыслимо без изучения той религии, которая оказала определяющее воздействие на развитие его истории, культуры, становление государственности.

      Для Крыма, который является составной частью  Российской Федерации, традиционной культурообразующей религией с 988 г. (т.е. со времени крещения св.князя Владимира и завершения процесса образования Древнерусского государства) является Православие.

      Изучение православной культуры способствует более глубокому постижению традиций и культуры русского народа, учит уважению к другим народам и культурам.

 

Работа кружка относится к духовно-нравственному направлению. Данная программа воспитывает уважительное отношение к православию России, Крыма, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.

 

Наша Крымская земля дала жизнь многим православным святым. Среди  православных христиан есть имена, которые известны далеко за пределами нашей Родины.

 

Актуальность работы кружка определяется тем, что она способствует стимулированию интереса к родному краю через изучение произведений православной литературы, воспитывает чувства любви к малой родине, гордости, сопричастности и ответственности за историю родного края, бережное отношение к духовно-нравственным традициям народа.

Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Важнейшая функция школы – воспитательно-образовательная. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться чувствовать, принимать решения, мыслить.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их духовно-нравственное развитие.

 

Формы работы разнообразны: духовно-нравственные беседы, уроки православия, сообщения, экскурсии, встречи с интересными людьми, экологические акции,  проектные и творческие работы.

 

Умение любить, сочувствовать, понимать заложено в каждом человеке. Но это умение нужно еще и развивать. Любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой, их нужно воспитывать. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Духовно-нравственное воспитание личности – это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Основная наша задача – воспитать неравнодушного, доброго, чуткого и отзывчивого, заботливого и внимательного, способного к состраданию человека.

 

Хочу рассказать о некоторых внеурочных мероприятиях, проведение которых способствует формированию духовно-нравственной личности ребенка. Цель мероприятий – воспитание духовно-нравственной культуры и формирование нравственного облика учащегося на основе нравственных традиций российского православия, главными духовными ценностями которого являются доброта, любовь, всепрощение, милосердное отношение к  человеку.

 

Сентябрь. Духовно-нравственные беседы: «Мы – христиане», «Ценности моей семьи», «Слово о земле родимой. Моё Отечество – мой Крым».

Октябрь. Уроки нравственности: «Любовь – основа жизни людей», «Этические и нравственные нормы православия».

Ноябрь. Часы православия: «Православный календарь», «Православные праздники».

Декабрь. Сообщение «Народный календарь – энциклопедия знаний о жизни, быте, историческом прошлом, человеческой мудрости, православной вере».

Январь. Православный калейдоскоп: «Святые крымской православной культуры: Серафим Саровский. Апостол Андрей Первозванный. Святитель Гурий – архиепископ Таврический. Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф.Ушаков). Святитель Лука. Преподобная Параскева, игумения Топловская.

Февраль. Уроки православия: «Херсонес – колыбель русского православия». «Первые христиане в Крыму. Кирилл и Мефодий – святые просветители». Литературный час «Знакомство с крымскими легендами о православии».

Март. Духовно-нравственные беседы: «Что такое вера?». «Как мы понимаем слово «веровать».  Краеведческая экскурсия «Форосский храм – визитная карточка Крыма».  Беседа о православном изобразительном искусстве, иконописи. Сообщение «Наиболее почитаемые крымские иконы».

Планирование на апрель. Удивительные, православные, архитектурные строения Крыма. Старейшие храмы Симферополя.

Итоговое занятие в мае месяце. Я посещаю храм. Как вести себя в храме.

 

Выводы:

Кружок «Основы православной культуры Крыма»  способствует формированию нравственных принципов, духовных ценностей. Одна из главных задач научить детей понимать ценность милосердия, создать мотивацию к совершению хороших поступков. В рамках этого кружка много времени уделялось просмотру  и обсуждению советских мультфильмов, чтению и анализу православных рассказов, знакомству с жизнью и духовными подвигами  Серафима Саровского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Иоанна Златоуста и других. Практическая работа в кружке – это изготовление открыток, поделок к Рождеству, Пасхе, Дню матери, Дню защитника Отечества, это участие детей в общешкольных мероприятиях к православным и светским праздникам  (к Дню учителя, к Дню святого Николая, ко  Дню защитника Отечества и др.).

Несмотря на то, что внеклассная работа тесно связана с учебной деятельностью, она строится по принципу добровольности, а ее содержание отвечает личным интересам детей.

С начала учебного года был составлен план работы на год, ведется учет посещаемости детей.

В кружок дети набирались по собственному желанию и интересам. Всего в кружке состоит 34 учащихся 5-х классов.

Методы и приёмы. Используемые на занятиях кружка «Основы православной культуры Крыма»

Чтобы урок был более интересным и насыщенным для обучающихся, я старалась использовать различные приёмы. К каждому уроку подбирала эпиграфы, стихи, пословицы, мудрые изречения. В конце урока проводилась рефлексия. Например, детям нужно было на листах бумаги написать слова, понятия, которые относятся к теме, которую изучили, составить синквейн, или просто закончить предложения: «Сегодня на уроке я понял(а), что…», или «Я узнал (а), что…». Тем самым я получала информацию, каким кругом понятий владеют ребята, что особенно запомнили, чему следует уделить больше внимания. Им понравилось задание по группам – нужно было в парах дать название картине, обьяснить, что на ней изображено, как это связано с темой урока и т.д.. На уроке давались различные виды заданий: например, «Доскажи словечко – допиши пословицу!» Это тоже помогает учащимся использовать накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, сделать её более богатой и красочной.

На каждом уроке проводилась работа по составлению словаря терминов и понятий. Эта работа способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного урока, являющиеся ключевыми для понимания той или иной темы.

На каждом уроке присутствовали какие-нибудь элементы творческой деятельности: например, составить и записать предложения с изученными по данной теме понятиями: вера,  добро,  милосердие, сострадание…, придумать вопросы для интервью с известным человеком на одну из тем, написать мини-сочинение  или подготовить рассказ («Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?», «Какие примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам запомнились и почему?», «Какой святой, почитается в вашей семье?», «Добро в твоей жизни»).

 

Анализируя работу кружка можно отметить, что кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Целью данной работы, является гармоничное развитие личности ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Я считаю, детство – это школа сердечности. Радость творения добра ради других людей трогает, волнует, радует детское сердце. Ребѐнок, испытывающий потребность делать добро, становится очень зорким, внимательным, восприимчивым, чутким к окружающему миру, к людям, к поступкам, событиям, взаимоотношениям между людьми.

 

Воспитание – процесс бесконечный. И всѐ-таки мне хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию принесѐт свои плоды, что позволит изменить в лучшую сторону и детей, и их родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

Учитель внеурочной деятельности                                 С.И. Клевак

 

Фотоотчет занятий кружка «Основы православной культуры Крыма».