«

»

Сен 05 2016

Направления работы педагога-психолога ДОУ

Направления работы педагога-психолога ДОУ

Основной целью психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Основными направления деятельности педагога-психолога являются:

  1. Психологическая диагностика

2.Психологическая коррекция

3.Психологическое консультирование

4.Психологическая профилактика

5.Психологическое просвещение

6.Организационно-методическая работа

Итак, задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

– диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

– диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

– диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные методы коррекционной работы:

-индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

-сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

-арттерапия: работа с красками, глиной, тестом;

-психогимнастика;

-релаксационные упражнения: мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1) Индивидуальная

С педагогами:

-проводится по запросам и результатам диагностики;

-обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

-проводится по запросам и результатам диагностики;

-психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2)Групповая

С педагогами:

-семинар-практикум;

-мастер-класс;

-консультация;

-тренинг.

С родителями:

-выступления на родительских собраниях;

-тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;

-оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;

-подбор психологической литературы для библиотечки родителей.

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшая группа:

-Адаптация детей;

Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

-Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

-Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средняя группа:

-Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

-Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

-Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшая группа:

-Коммуникативные навыки;

-Творческие и познавательные способности;

-Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

Подготовительная группа:

-Готовность к школе (личностная и мотивационная);

-Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;

-Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.