«

»

Окт 02 2019

Направления итогового сочинения на 2019-2020 учебный год

Итоговое сочинение (изложение)

2019-2020 учебный год

 «Война и мир» – к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Основной этап ИС пройдёт 4 декабря 2019 года.

  

Литература к направлениям итогового сочинения 2019-2020

Сочинение «Война и мир» — к 150-летию великой книги

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Надежда и отчаяние

Л.Н.Толстой «Война и мир»

А.Н.Островский «Гроза»

М.А.Шолохов «Тихий дон»

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Добро и зло

М.А.Булгаков «Мастер и маргарита»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.А.Шолохов «Судьба человека»

Гордость и смирение

А.Н.Островский «Гроза»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Он и она

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 

Источник: https://4ege.ru/

КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

 

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

ДЛЯ ТЕЗИСОВ

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ

 ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО ФРАГМЕНТА

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

 

Источник: https://4ege.ru/

 

Война и мир

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Логично начать именно с того произведения, в честь которого назвали направление. Здесь Вы найдете многочисленные конфликты, которые чаще всего отражаются в темах: Народ и Государство, Россия и ее враги, Солдаты и Военачальники, Карьеристы и Патриоты, Жизнь и Смерть, Подвиг и напрасные жертвы, Истинный и Ложный героизм. Стоит обратить особое внимание на образы Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Наполеона, Кутузова и Николая Ростова. Именно эти герои будут фигурировать в аргументах, потому что войну мы видим их глазами.
  2. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Подробное краткое содержание «Тихого Дона» позволит Вам быстро найти нужные сведения и примеры из фронтовой жизни Григория Мелехова и его однополчан. Также там можно почерпнуть аргументы об ужасных последствиях войны и ее губительном влиянии на личность человека. Раскрытие темы Гражданской войны и ее описание Многомудрый Литрекон выписал для Вас отдельно.
  3. М.А. Шолохов, «Судьба Человека». В этой книге обратите внимание на темы подвига, верности родине и трагической судьбы простого народа. Главный герой потерял всю семью, но все же нашел в себе силы взять на воспитание сироту и строить заново свою разрушенную страну и жизнь.
  4. М.А. Булгаков, «Белая Гвардия». В этом произведении автор показал, что и на войне есть место милосердию и здравому смыслу, ведь его полковник, предвидя неравный бой и напрасные жертвы, распускает отряд юнкеров, но сам погибает в битве. Также писатель напоминает, что войне противостоят вечные моральные ценности — любовь, семья и верность.
  5. В.В. Быков, «Сотников». В этой книге главный герой — обычный учитель, который не умеет воевать, но жертвует собой во имя долга. На допросе у нацистов он не сдает своих, претерпевая пытки и избиения. А вот его напарник, крепкий парень и любимец всего отряда, становится полицаем (приспешником врагов) из-за страха смерти. В финале Сотников идет на казнь.
  6. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Юные девушки идут на войну, и каждая из них жертвует собой в неравном бою с нацистами. Выживает лишь старшина Васков, который выполнил задание, но только благодаря помощи и жертве зенитчиц. Спустя несколько лет после войны он и сын погибшей Риты приходят в те места, чтобы почтить память героинь. Здесь раскрывается тема исторической памяти и роли женщин на войне.
  7. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Автор подробно проанализировал растлевающее влияние войны на примере интеллигента Юрия Живаго, который исполнял на фронтах обязанности врача. Гибель старого мира, снижение ценности человеческой жизни и попирание гуманизма трагически повлияли на жизнь героев и разрушили их семьи и мечты, поставив под сомнение их будущее.
  8. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Здесь стоит обратить внимание на образы Гринева, Пугачева, Швабрина и капитана Миронова. Эти герои проявляют себя на войне и демонстрируют ее разрушительные особенности. Автор рассматривает силу и слабость, смелость и трусость, справедливость и тиранию на войне. Подробное краткое содержание поможет Вам быстро сориентироваться в тексте.
  9. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Здесь война представлена во всей своей ужасающей жестокости, но для Тараса она — смысл жизни. О нем и о его сыновьях на войне Многомудрый Литрекон написал отдельно, чтобы Вы смогли быстро составить нужный аргумент с их участием. А вот и подробное краткое содержание.
  10. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Если Вам попалась тема про подвиги и силу духа на войне, то смело открывайте поэму Твардовского, или ее подробное краткое содержание. Простой парень из Смоленска расскажет Вам, как живется в фронтовые будни.

 

Надежда и отчаяние

  1. А. Грин, «Алые паруса». Это произведение пропитано надеждой, ведь Ассоль всегда верила в судно с алыми парусами и ждала своего капитана, хотя никто, кроме нее, не верил в это. Этот пример подтверждает важность мечты и ее положительное влияние на человека.
  2. Н.В. Гоголь, «Невский проспект». Пискарев отчаялся в жизни и покончил с собой, когда столкнулся с ужасающими реалиями действительности. Девушка, которая покорила его своей красотой, оказалась проституткой. Он попытался вытянуть ее из болота разврата, сделав ей предложение, но она лишь посмеялась в ответ. Этот пример говорит об негативных последствиях и причинах отчаяния.
  3. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Макар — слабый человек, который часто предается унынию и отчаянию. Получив возможность опекать Варю, он воспарял духом и стал надеяться на сближение с ней. Но в финале она выходит замуж за Быкова, а Макар признается, что не вынесет разлуки. Автор доказывает, что отчаяние — это слабость, и она ведет лишь к усугублению проблемы. В то же время читатель видит, что герои отчаиваются по веским причинам, и главные из них — нищета и бесправие. Подробнее? В кратком содержании!
  4. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Надежда на светлое будущее выручает героиню романа — Соню Мармеладову. Несмотря на удары судьбы, героиня верит в лучшее и заряжает свей верой Родиона, спасая его из тьмы уныния и безысходности. Полон надежд и Разумихин, находящийся в таких же плохих условиях, как и Родион, но сумевший преодолеть отчаяние силой своего здравого ума. Вот подробное краткое содержание от Многомудрого Литрекона.
  5. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин — отчаявшийся циник, который не может найти счастья. Он признает свое полное разочарование в жизни и в людях, поэтому все, на что он способен, негативно отражается на судьбах других людей. Отчаяние Печорина описано подробно, как и краткое содержание всего романа.
  6. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Отчаявшийся Евгений отталкивает от себя Татьяну и осознает свою ошибку лишь тогда, когда любимая женщина навсегда потеряна для него. Автор учит нас, что отчаяние и разочарование не приводят ни к чему хорошему, ведь мешают человеку жить полной жизнью и любить. Подробности Вы найдете в кратком содержании.
  7. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Отчаяние равнозначно смерти, и человек живет лишь надеждой. Такой вывод делает автор этой книги, рассказывая историю телеграфиста, влюбленного в княгиню. Желтков живет одной лишь верой в то, что его избранница живет счастливо и хоть изредка думает о нем, получая его письма. Как только Георгия лишают этой возможности, он завершает жизнь самоубийством.Краткое содержание раскроет потенциал этой книги.
  8. И.А. Гончаров, «Обыкновенная история». Главный герой приезжает в столицу, надеясь проявить себя и добиться успеха. Пока сердце юноши горит верой в себя и в счастливое будущее, он добр, отзывчив и честен. Но многочисленные неудачи в любви и на службе приводят Александра в состояние отчаяния. Он переживает мучительные минуты разочарования в мире и себе, а после становится циничным и меркантильным эгоистом.
  9. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Пустыми надеждами и ложной верой Раневская и Гаев пытаются отвлечься от неприглядной действительности. Вместо конкретных шагов по спасению имения они лишь рассуждают о том, что все будет хорошо. Бездействие и инфантильность способствуют скорой утрате вишневого сада, но бывшие хозяева усадьбы вновь утешают себя иллюзиями и продолжают сорить деньгами. Все, что нужно для полноценного аргумента, Вы найдете в подробном кратком содержании.
  10. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Отчаяние из-за предательства любимого сгубило крестьянку Лизу, которая, убедившись в обмане своего избранника, утопилась. Ее пример убеждает нас, что не стоит отчаиваться и унывать, даже если любовь оказывается самообманом. Вот кратчайшее содержание повести.

Гордость и смирение

  1. М. Горький, «Макар Чудра». Главные герои пошли на смерть из-за своей гордости, потому что ни один из них не мог признать себя побежденным в соревновании темпераментов. Этот пример учит читателя тому, что гордость делает человека уязвимым и ведомым. На поводу у спеси молодые люди пришли к несвоевременной смерти.
  2. М. Горький, «Старуха Изергиль». Если Данко горд тем, что ведет людей к свету, и его гордость выражается в твердости и независимости мнения от пересудов толпы, то Ларра одержим гордыней, поэтому убивает девушку и даже не испытывает раскаяния. Для него не существуют другие люди. Подробнее в кратком содержании…
  3. М. Горький, «Челкаш». Положительное проявление гордости мы видим в поведении Челкаша, который швыряет жадному напарнику в лицо все заработанными ими деньги. Герой считает их мелочью, которая не стоит внимания, и не хочет опускаться до уровня Гаврилы.
  4. А.С. Пушкин, «Полтава». Гордыня ослепляет Мазепу, который предает своего государя из-за его шутки на пиру. Герой считает себя слишком значительным и важным, чтобы сносить подобное обращение, а потому он переходит на сторону врага. Это высокомерие и губит его.
  5. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Наина была гордой красавицей и все время отказывала своему кавалеру, как и всем другим. Ради нее один из воздыхателей стал и героем, и колдуном, но гордячка так и не уступила. Время наказало Наину за спесивость: она состарилась, и теперь уже никому не нужна, в том числе и своему преданному рыцарю.
  6. А. Платонов, «Юшка». Смирение считают слабостью, но вот герою этого рассказа оно стоило огромных усилий. Будучи смертельно больным, он кротко принял свой жребий и решил отдавать все деньги на воспитание сироты. Несмотря на жестокость и грубость своего окружения, он не отвечал на шутки и издевки, сносил угрозы и побои, не отвечая тем же. Все это он делал, чтобы завершить свою миссию и дать девочке образование.
  7. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Смирением отличалась Соня Мармеладова, которая кротко сносила удары судьбы и не роптала на нее. Даже когда Родион был холоден к ней и отталкивал ее, она не сдавалась и не упрекала его, а по-прежнему навещала его в тюрьме. Этой бессловесной преданностью и покорностью она добилась того, что Раскольников излечился от гордыни и встал на путь исправления. Подробнее в об этом Многомудрый Литрекон написал в эссе.
  8. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Смирение помогло Марье пережить травлю со стороны вздорного и желчного отца. Он не уважал ее увлечений и всячески высмеивал дочь. Но кротость и терпение сделали свое дело: перед смертью князь признал свою вину перед дочерью. Добродетели Марьи произвели сильное впечатление на Ростова, и героиня добилась семейного счастья. Подробнее об этом говорится в сочинении, посвященном Марье.
  9. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Гордость мужа Анны была уязвлена ее изменой, и он жестоко относился к ней до тех пор, пока она не впала в послеродовую горячку. Женщина находилась на грани между жизнью и смертью. Именно тогда герой задумался о своем поведении и пришел к необходимости смирения. Он решил простить жену, и в момент прощения он был по-настоящему счастлив впервые за все время их конфликта.
  10. А.С. Пушкин, «Дубровский». Смирение не всегда идет на пользу человеку, как доказывает А.С. Пушкин в своем романе. Марья до последнего не хотела сбегать из дома и надеялась миром решить конфликт с отцом. Ее кротость позволила ему организовать свадьбу и настоять на своем, разлучив Марью и Владимира навсегда. Дополнить пример поможет краткое содержание.

 

Он и она

  1. А.И. Куприн, «Куст сирени». Автор изобразил идеальную семью, где жена жертвует своими интересами ради карьеры мужа. Вера заложила свои драгоценности, чтобы исправить ошибку Николая и предотвратить его исключение из Академии. Многомудрый Литрекон развил эту мысль в кратком содержании.
  2. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». А вот Гоголь не считает слабый пол сильным. Он описывает глупых и пошлых женщин, которые имеют весьма ограниченные интересы: либо быт, либо внешний вид и сплетни. Поэтому мужчины в произведении оценивают их по количеству приданого или по миловидности (но первое важнее). Внутренний мир гоголевских героинь узок, а вот краткий пересказ поэмы от Многомудрого Литрекона широк, как дорога для Птицы-Тройки.
  3. А.П. Чехов, «О любви». Отношения героев так и не сложились, потому что они ставили условности выше своих чувств. Анна уехала навсегда, а Алехин остался в одиночестве, потому что так и не смог отстоять свое право на любовь у вездесущего общества, мнение которого так важно для персонажей.
  4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Он и она не могут быть вместе, если любовь не взаимна. Всемогущий султан покоряет страны, но не может сломить волю пленницы, которая не любит его. Мария отказывает своему покровителю и становится жертвой Заремы — любовницы султана, которая ревнует его к новой рабыне. Такой пример подойдет, чтобы описать накал страстей и его последствия.
  5. И.А. Гончаров, «Обломов». Любовь не всегда может изменить человека. Ольга любима главным героем, но она требует слишком много перемен и жертв. Илья не готов меняться и выбирает Агафью, которая полностью подстраивается под него. В жизни противоположности не всегда притягиваются, вот и Обломов выбрал женщину, максимально удобную для себя, а не ту, за которой нужно идти вперед. Отношения Ильи с Агафьей и с Ольгой описаны Литреконом в отдельных сочинениях.
  6. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Идеал девушки в пьесе изображен в традициях классицизма: она покорная, образованная и вежливая. Мужчина того времени силен, умен и независим. Он всего добивается честным трудом и выше своих амбиций ставит интересы государства. Также писатель показал, что попытка женщины забрать всю власть в доме в свои руки оборачивается печальными последствиями. Только гармоничные отношения формируют семью.
  7. И.С. Тургенев, «Первая любовь». Даже гордая женщина становится рабой, если испытает глубокое чувство. Зинаида полюбила женатого человека и бросила все к его ногам — репутацию, честь и свою молодую жизнь. От этого страдает Владимир — сын того самого человека. Он любит Зинаиду, но лишь наблюдает, как его отец пользуется страстью девушки и играет ею. Здесь освещены темы разрушительных страстей, неравных браков (отец Владимира женился по расчету на женщине в возрасте) и первых отношений.
  8. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Герой сильно ревновал жену и застал ее на месте преступления с любовником. Так он стал убийцей и потерял все — семью, положение в обществе, карьеру. В его рассуждениях содержится осуждение порядков, установившихся в межличностных отношениях девушки и юноши в его время. Дамы воспитывались в строгости и вообще не знали будущих мужей, а вот мужчины имели половые связи до брака и были порочны по своей сути. Это приводило к отсутствию взаимопонимания в отношениях.
  9. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Здесь затронуты темы разочарования в любви, непонимания в семье, а также проблема женственности и мужественности. Прекрасная Елена притягивает мужчин, но она холодна по своей сути, у нее ленивое сердце. Ее же обманул профессорский блеск Серебрякова, оказавшийся миражом. Брак разочаровал ее. Соня же хочет сблизиться с Астровым, но не привлекает его, так как ей не хватает привлекательности и женской грации. Иван Войницкий — пример слабого мужчины, который не может реализовать свои желания.

Добро и зло

  1. Л.Н. Андреев, «Кусака». Чаще всего зло проявляется в равнодушии. Люди все врем предавали собаку и обманывали ее доверие. Даже Леля и ее семья, приручив животное и наигравшись с ним, уехали, оставив его в одиночестве и тоске. Это и есть настоящее зло, но никто не замечает его, потому что оно выражается не в агрессии, а в безразличии.
  2. В.К. Железников, «Чучело». Неприкрытое первобытное зло часто можно встретить в детях, так как они еще не научились его скрывать и сдерживать. Героиня оказывается жертвой травли со стороны одноклассников, причем некоторые из них знают о невиновности девочки и молчат. Здесь проявляется конфликт добра и зла в человеке (Димка разрывается между страхом и необходимостью сказать правду), а также приводится пример победы добра над злом (Ленка доказывает ребятам, что им необходимо изменить свое поведение). Многомудрый Литрекон очень советует данное краткое содержание.
  3. И.С. Тургенев, «Муму». Простой крестьянский мужик демонстрирует доброту и сострадание к собаке, а вот. Его хозяйка — жестокость и злобу. Вздорная помещица не только приказывает дворнику утопить любимого питомца, но и разлучает его с Татьяной — любовью всей его жизни.
  4. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Автор показывает злобу, накопившуюся в народе, который вынужден жить в состоянии вечной войны. В их среде жестокие нравы стали нормой, и их отношение к пленникам далеко от идеала гуманизма. И только ребенок, еще не отравленный вечной враждой, проявляет доброту и бескорыстно выручает Жилина, которому грозила смерть.
  5. А.И. Куприн, «Олеся». Наиболее жизнеспособным оказывается то зло, которое маскируется добром. В отличие от сказок, повесть Куприна показывает, что злом является не колдунья из леса, а жители деревни, которые избивают девушку, мирно пришедшую в церковь. Олеся, которая воспитывалась вне цивилизации, становится добрее и отзывчивее, чем женщины из деревни, готовые убить человека из-за его несоответствия их нормам. Детальное краткое содержание позволит Вам составить отличные аргументы.
  6. А.А. Ахматова, «Реквием». Злом в поэме становится само государство. Оно создает режим, при котором страдают невинные люди. Размах террора поражает воображение, люди тысячами стоят у тюремных стен. Но перед смутной порой все герои бессильны, ведь зло в то время стало настоящей стихией, сметающей все на своем пути.
  7. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». На Руси много добрых людей (Ермил Гирин, Гриша Добросклонов, Матрена Тимофеевна), но все они не могут противостоять злу, засевшему в основе государственной системы управления. Обычные люди становятся его слепыми орудиями (Фогель, многочисленные исправники, Савелий) из-за безразличия власть имущих к собственному народу. В этом произведении еще очень много полезных аргументов, так что обратитесь к его детальному краткому содержанию.
  8. А.Н. Островский, «Гроза». За высокими заборами злу легче найти найти пристанище, ведь его тщательно скрывают от посторонних. Так. Марфа Кабанова тиранит домочадцев, провоцирует конфликт за конфликтом, а на людях слушает странников и почитает Домострой. А вот по-настоящему добрые люди вроде Катерины становятся заложниками самодуров и лицемеров, которые добры лишь на публике. Это очень полезное произведение, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам его краткое содержание.
  9. Л.Н. Толстой, «После бала». Зло коренится в глубине души, а внешне всегда подделывается под добро. Полковник очень вежлив, ласков и добр, но только в кругу семьи и на глазах высшего общества, а вот на службе он проявляет изощренную жестокость. Его доброта уживается с ненавистью и агрессией.
  10. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Настоящим злом, по мнению автора, является не дьявол и его свита, а люди, взявшие на себя абсолютную власть и ставшие ее рабами. Именно люди, а не сатана, истязают и мучают друг друга, и лишь земное, человеческое добро может противостоять жестокости и насилию.

Источник: https://litrekon.ru/