«

»

Мар 16 2019

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи дошкольника»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи дошкольника»


 

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка, в том числе и речь ребёнка — формируется на примере речи родных и близких ему людей. Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Хорошо развитая речь способствует формированию у детей навыков жизни в коллективе: умения договариваться друг с другом, разрешать возникающие перед ними затруднения, обмениваться мыслями, выражать сочувствие или неодобрение. Правильно называя то, что видят и слышат дети, дети познают окружающую действительность. В разговорах с взрослыми ребенок удовлетворяет свою любознательность. Чем лучше и свободнее говорит ребенок, тем легче он приобретает новые знания и умения. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Не стоит подстраиваться под детский язык, это тормозит развитие речи ребёнка. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Наиболее доступной для организации семье и эффективной формой развития речи ребенка является беседа. В процессе беседы со взрослыми, дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично выражать свои мысли, приобретают навык регулировать громкость и тон голоса. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого. Правильно произносимые родителями звуки родного языка — образец для речи детей. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.           Широкое использование устного народного творчества, пословиц, поговорок – расширяет и пополняет словарный запас детей. Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить с ними стихи, беседовать. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Попросите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе, попросите его рассказать о том, что он видит. Находясь рядом с ребенком, все время разговаривайте ним, постоянно обращайте внимание на окружающие предметы, попросите назвать их, рассказать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах, что ему непонятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремиться заинтересовать ребёнка, предлагает вспомнить что-либо, рассказать о том, что его заинтересовало. Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Надо учить ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное. Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах, изменяют по падежам несклоняемые существительные, то и ребёнок в своей речи будет допускать эти ошибки в своей речи.

Расширение словарного запаса детей происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Не стоит подстраиваться под детский язык, как правило , это тормозит развитие его речи. Немаловажное значение в развитии речи ребёнка имеют игры. Использование такого принципа как «Играя, развиваем речь» позволяет добиться эффективных результатов. Почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?

Сегодня существует множество интересных развивающих настольно-печатных и дидактических игр. Благодаря дидактическим играм дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра является эффективным методом обучения, способствует повышению познавательной активности детей, развитию сосредоточенности, усвоению полученных знаний. Во время игры происходит в практической деятельности в условиях непроизвольного внимания и запоминания, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. В результате ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую. Дидактическими играми можно занять ребенка и дома, и на прогулке: Например: «Опиши»: предложить ребенку составить описательную загадку о любом предмете по темам «Овощи», «Фрукты», «Животные (домашние; дикие)» и т.д. Игра «Самый внимательный»: Предложить поочередно называть и описывать предметы только прилагательными (большой, синий, яркий, пушистый и т.д.), которые ребенок видит на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Выигрывает тот, кто больше предметов заметит и подберет больше описательных прилагательных. Игровые упражнения: «Закончи слово», «Закончи предложение», «Найди то, что опишу»…. Игры с мячом: взрослый кидает мяч со словом, ребенок ловит и кидает обратно, давая ответ (примеры: птица (что делает?) – каркает, клюет, летит; детёныши животных ( какие они?)-пушистые…), солнышко – (какое?- яркое). Игра «Запоминай-ка»: взрослый предлагает ребенку запомнить лежащие на столе предметы, затем просит ребенка закрыть глаза или выйти из комнаты. За это время необходимо убрать некоторые предметы, другие разложить по-другому. Ребенок описывает происшедшие изменения, каких предметов не стало. Эффективной формой в развитии речи ребёнка является театрализованная деятельность.

Театрализованные игры способствуют развитию мышления и воображения, обогащению словаря, развитию связной речи. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться и преодолевают свои страхи, неуверенность. Театрализованная деятельность дает детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений. Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.