КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: → Практические советы и простые рекомендации по подготовке ребенка к школе ←
→ Адаптация к первому классу←
ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ → Готов ли ваш ребенок к школе ←
Уважаемые родители!
Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?
Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?
-
Здоровым
-
Культурным
-
Весёлым
-
Добрым
-
Умным
-
Читающим
-
Сообразительным
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» — так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство,начинается период школьного возраста.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра, в школьном возрасте — учебная деятельность.
Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: : определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой. Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.
Развитие мелкой моторики рук:
-
держать ручку или карандаш;
-
проводить четкие линии;
-
перекладывать мелкие предметы;
-
складывать лист бумаги.
Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:
-
лепка из глины, пластилина,
-
закручивание гаек в детском конструкторе,
-
собирание узоров из мелкой мозаики,
-
вышивание,
-
завязывание узелков,
-
застегивание мелких пуговиц.
-
игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.
-
разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.
Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде.
Как быть, если ребенок леворукий?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость.
Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания.
Ребенок должен самостоятельно:
-
умываться;
-
чистить зубы;
-
мыть руки;
-
пользоваться туалетом;
-
одеваться;
-
застегиваться и завязывать шнурки;
-
следить за своим внешним видом;
-
пользоваться столовыми приборами;
-
убирать за собой посуду;
-
организовывать рабочее место;
-
собирать, складывать и убирать свои вещи.
Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
1. Высокая мотивационная готовность
Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация
-
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
-
Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус .
Внешняя мотивация
-
Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
-
Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Рекомендации для родителей
-
Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе — это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.
-
Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
-
Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказываёте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.
2. Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.
Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:
-
Умение наблюдать;
-
Ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники.
-
Умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
-
Умение дать предметам и их свойствам единое название, Может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ)
-
Умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
-
Способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь)
-
Способность концентрировать внимание.
Ребёнок:
-
Знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию
-
Понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат)
-
Помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом.
-
Сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик)
-
Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?)
-
Соединяет прямой линией точки находящиеся на расстоянии 8 см.
-
Аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш.
-
Рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер.
-
Может продолжить орнамент.
Рекомендации для родителей
-
Загадывайте ребенку загадки.
-
Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
-
Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
-
Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
-
Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
3. Эмоционально-волевая готовность
Важнейшими показателями волевой готовности являются:
-
Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
-
Проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
-
Способность оценить результат своего действия;
-
Умение управлять своими движениями, вниманием;
-
Умение преднамеренно заучивать стихотворение;
-
Способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.
-
Способность управлять своими эмоциями и поведением;
-
Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;
Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.
Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Рекомендации для родителей
-
Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
-
Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
-
Учите ребенка планировать.
-
Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
4. Социальная готовность
Важнейшими показателями социальной готовности являются:
-
Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
-
Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
-
Навык сотрудничества;
-
Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;
Нужно ответить на вопросы:
-
Умеет ли ребенок общаться с детьми?
-
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
-
Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
-
Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
-
Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Рекомендации для родителей
-
Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
1. Развитие речи
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма . Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ — чтение книг вслух.
Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересное он видел.
Учите вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним.
2. Математические представления
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2.
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, — , =, <, >;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
3. Окружающий мир
Ребёнок должен знать:
-
адрес, название посёлка, страны, столицы, где работают родители и чем там занимаются;
-
виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц;
-
виды транспорта,
-
названия групп предметов (овощи, мебель, одежда, бытовая техника и т.д.)
4. Главных умения будущего первоклассника
-
Самый главный показатель готовности к школе – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию.
-
Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.
-
Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.
-
Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться…
Адаптация ребенка к школе
-
Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
-
Происходит смена ведущей деятельности.
-
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
-
Проблема сдерживания двигательной активности.
-
Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
Признаки переутомления:
-
Нарушение сна.
-
Нарушение аппетита.
-
Плохое самочувствие.
-
Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.
-
Суетливость, неточность в движениях.
-
Капризы, излишняя подвижность и агрессивность
-
Уставший вид.
К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).
-