«

»

Фев 19 2021

Консультация для педагогов: «Виды культурных практик» подготовила: Суремкина О.М.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ Виды культурных практик  ⇐


В некоторых примерных основных образовательных программах дошкольного образования, размещенных на сайте ФИРО термин «культурные практики» уже используется, хотя определяется по-разному.

В программе «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе. О.В.Солнцевой под культурными практиками понимают различные формы совместной деятельности, «ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, которые организуются во второй половине дня и носят преимущественно подгрупповой характер. Авторы подчеркивают, что «В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей».

К культурным практикам в программе «Детство» относятся: совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительно-эмоционального опыта, творческая мастерская, музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), сенсорный и интеллектуальный тренинг, детский досуг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:

  • правовые практики;
  • практики культурной идентификации;
  • практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;
  • практики свободы;
  • практики расширения возможностей ребенка.

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Данные практики дают возможность:

  • знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  • формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста,
  • вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
  • Контроль за своим поведением в процессе разных видов деятельности и вне их.
  • Бережное отношение к живым объектам окружающей среды.

Правовые практики создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию — «Узнай себя»;
  • самоопределению — «Выбирай себя»;
  • самореализации — «Проявляй себя»;
  • саморегуляции — «Контролируй себя»;(очень соответствует правовым практикам)
  • совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации-это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры

Данные практики способствуют:

  • формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
  • интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Содержание практики культурной идентификации:

  • Формирование ребёнком представлений о мире через познавательно-исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность детей

Практики целостности – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные  возможности,  созидать  комфортное  душевное состояние,  познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практика целостности способствует единству:

  • физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению  им  основными  культурно-гигиеническими  навыками,  самостоятельному  выполнению  доступных  возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни; 
  • эмоционально-ценностного развития  – как  совокупности  сознательной,  эмоциональной  и  волевой  сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
  • духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания –мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Целостность личности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной).

Практики свободы-практики выбора ребенком самостоятельной деятельности, в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

  • развитию активности ребенка;  принятию  живого  заинтересованного  участия  в  образовательном  процессе;  умению  в  случаях  затруднений
  • развития умения обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;
  • овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
  • формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)

Содержание практики свободы

Активность ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, принятие живого заинтересованного участия в образовательном процессе.

  • Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому.
  • Способность управлять своим поведением.
  • Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способность изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
  • Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
  • Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
  • Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
  • Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской продуктивной деятельности.
  • Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Практики расширения возможностей ребенка-практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

Практики расширения возможностей ребенка способствуют:

  • развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
  • в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
  • Активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности

На основе культурных практик происходит обновление содержаний дошкольного образования:

  • становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития в ДОО.
  • становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей;
  • становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту);
  • становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

 Существует несколько вариантов культурных практик:

  1. Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
  2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

  1. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

  1. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.
  2. Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
  3. Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое.
  4. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы. Они могут быть дополнены другими культурными практиками: практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое.