«

»

Окт 12 2018

Конспект урока музыки в 6 классе по теме: «Ночной пейзаж. Ноктюрн»

Подготовила и провела Чумаченко Екатерина Ремовна – Учитель музыки

6 класс.  Урок музыки №20.

Тема раздела: «Мир образов камерной и симфонической музыки.»                                                                                                                                                                            

Тема урока: Ночной пейзаж. Ноктюрн.

 Эпиграф урока:

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»                                                                    Д. Б. Кабалевский

 

Цель урока: Продолжать знакомство учащихся с творчеством композиторов Ф. Шопена, П. Чайковского, А.П. Бородина и жанром ноктюрна, передающего настроения человека, находящегося под впечатлением образов ночи.                                                                                                                                      Задачи урока:                                                                                                                    Образовательные:                                                                                                                                    

  • Познакомить учащихся с. «Ноктюрнами» композиторов Ф. Шопена, П. И. Чайковского, А.П. Бородина

.Развивающие:

  • учащиеся должны уметь анализировать и сравнивать произведения разных жанров, •   развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;                               •   развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, используя музыкальную терминологию;                                                                                                                                          •  развивать память, зрительное и слуховое восприятие;                                                                        •   развивать умение выражать свои эмоции и чувства.

Воспитательные:

  • прививать интерес к музыке, литературе, живописи;                                                                                      •    воспитывать художественный вкус учащихся;                                                                         •    воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Познакомить учащихся с. «Ноктюрнами» композиторов Ф. Шопена, П.И.Чайковского, А. П. Бородина

Личностные: Воспитывать и прививать эстетический вкус учащихся, любовь к симфонической музыке. Воспитание позитивного отношения к искусству.

Метапредметные: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.  Выполнять задания в таблице.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.

 

Познавательные: Поиск необходимой информации. Умение составить конспект занятия.

Личностные: Формулировать выводы. Выделять главное. Кратко излагать свои мысли.

Коммуникативные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией.  Задавать уточняющие вопросы.

Средства обучения, технические средства: компьютер, презентация, таблицами, раздаточный материал, портреты Ф. Шопена, Петра Ильича Чайковского, А. П. Бородина, фортепиано, учебник «Музыка» 6 класс, репродукции картин ночных пейзажей,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Вид урока: Урок комбинированный с применением ИКТ.

Музыкальный материал: Фрагменты из «Ноктюрнов» композиторов Ф. Шопена (фа минор), П.И.Чайковского (до-диез минор), А. П. Бородина из «Квартета №2»,

«Если музыка звучит» Музыка А. Ольханского

Музыкальный словарь: Ноктюрн, П. Чайковский, А. Бородин, Д. Б. Кабалевский, Ф. Шопен.

          Ход урока:

      1.Организационный момент. Приветствие

  1. Повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке мы снова будем говорить о переживаниях, чувствах людей. О том, как красота природы воздействует на внутренний мир человека. Попробуем с помощью подсказок определить тему нашего урока.

Эпиграфом нашего урока являются слова известного композитора, музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»  Как вы думаете, о чем нам хотел сказать композитор? Какой смысл он вложил в зти слова?

  1. Изучение нового материала. Слушание:       

Рассмотрим пейзажи Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое — старый мост Баттерси» и К.Фридрих «Двое созерцающих луну».

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна!                     А. Фет

На доске портреты П. Чайковского, А. Бородина, Ф. Шопена. Как вы думаете, что объединяет художников, позтов и композиторов?  О чем нам хотят рассказать и что показать музыка, живопись и слово?

«Ночной пейзаж»

 

Действительно, тема нашего урока: Ночной пейзаж. Ноктюрн. В творчестве композиторов Ф. Шопена (фа минор), П.И.Чайковского (до-диез минор), А. П. Бородина из «Квартета №2»,

Все произведения написаны в жанре НОКТЮРНА,

ознакомление с жанром ноктюрн;

  • Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной.
  • Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом.
  • Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.

прослушивание и анализ Ноктюрна из Квартета №2 А. Бородина;                                                 прослушивание и анализ ноктюрнов П. Чайковского и Ф. Шопена, сравнение их.

  •  Какие чувства у тебя вызывает музыка Ноктюрна?
  • Подбери слова, наиболее точно передающие образ этой музыки.

Тишина, покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление трепетность

И снова возвращаемся к эпиграфу.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» 

Можем ли мы подтвердить, что это действительно так?

  1. Вокально-хоровая работа:

Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика- физминутка по методу В. Стрельниковой) Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное-отрывистое)                Работа над песней  «Если музыка звучит» Музыка А. Ольханского                                                       Разучивание   текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание.

  1. Закрепление нового материала. Возвращаемся к эпиграфу нашего урока: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»                                                               Сегодня на нашем уроке мы познакомились еще с одним из многих музыкальных жанров – ноктюрн. Давайте для того, чтобы закрепить в памяти новые сведения заполним таблицу опорных знаний, полученных на уроке.

 

Композитор А. Бородина;
Век 19
Страна Россия
Название произведения Ноктюрн из Квартета №2
Жанр Ноктюрн

 

 6.Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.

  1. Я предлагаю вам каждому оценить свою работу на уроке по предложенной таблице
  2. Ставим + или -. 1+ соответствует 1 баллу. Если у вас 5 вы —  отлично усвоили знания, 4 – вам есть, над чем поработать.
Я слушал (а) -внимательно, все понял (а), мне понравилось.  
Я анализировал (а) прослушанную музыку.  
Я выполнил(а) творческое задание  
Я запомнил (а) название произведения и автора музыки  
Я понял (а) идею произведения  

Поднимите руки, кто оценил свои знания на 5? На 4?  Ребята, хочу поблагодарить вас за интересные высказывания, за внимательное слушание.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.                                 Ф. Тютчев

7.Домашнее задание: найти интересные сайты о музыке.