«

»

Дек 15 2018

Конспект урока музыки в 7 классе по теме Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Чумаченко Екатерина Ремовна — Учитель музыки

7 класс

Урок музыки №14.

Дата 11.12.18.

Тема раздела: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».

Тема урока: «Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Дмитрий Борисович Кабалевский».

Эпиграф урока:

«Чем чище музыка любви, тем громче музыка печали.

Чем громче музыка печали, тем выше музыка любви».

Б. Окуджава

Цель урока:

Продолжать знакомство учащихся с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжать знакомство учащихся с творчеством великого английского драматурга Уильяма Шекспира;
  • познакомить учащихся с симфоническими зарисовками сюиты Д. Б. Кабалевского.

Развивающие:

  • учащиеся должны уметь анализировать и сравнивать произведения разных жанров, дать определение понятия «сюита»;
  • развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;
  • развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, используя музыкальную терминологию;
  • развивать память, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать умение выражать свои эмоции и чувства.

Воспитательные:

  • прививать интерес к музыке, литературе, театральному искусству;
  • воспитывать художественный вкус учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

 Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомить учащихся с симфоническими зарисовками Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».

Личностные: воспитывать и прививать эстетический вкус учащихся, любовь к симфонической музыке; воспитание позитивного отношения к искусству, как эстетической, нравственной составляющей жизни человека.

Метапредметные: умение самостоятельно определить тему урока, определить понятие «сюита», строить логические рассуждения и делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность и уметь оценить действия одноклассника.

Познавательные: Поиск необходимой информации в учебнике. Умение составить конспект урока и усвоить термины и понятия. Расширить представление о связях музыки с другими видами искусства.

Личностные: Формулировать выводы. Выделять главное. Кратко излагать свои мысли.

Коммуникативные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Задавать уточняющие вопросы.

Средства обучения, технические средства: компьютер, презентация, таблица, стенды, раздаточный материал с текстами песни, учебник «Музыка» 7 класс под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, портреты Уильяма Шекспира, Дмитрия Борисовича Кабалевского, Петра Ильича Чайковского, фортепиано.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный.

Тип урока: Урок комбинированный с применением ИКТ.

Музыкальный материал:

Фрагменты из симфонических зарисовок Дмитрия Борисовича Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты». «Песенка на память» музыка М. Минкова, слова П. Синявского.

Музыкальный словарь:

Д. Б. Кабалевский, драматический спектакль, симфонический оркестр, сюита.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке мы снова будем говорить о взаимоотношениях, чувствах, поступках людей. О том, к каким последствиям приводят людей те или иные их действия. Попробуем с помощью подсказок определить тему нашего урока.

Эпиграфом нашего урока являются строки известного поэта Булата Окуджавы:

«Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

Чем громче музыка печали, Тем выше музыка любви».

 

На доске мы видим портреты Уильяма Шекспира и Петра Ильича Чайковского. Давайте вспомним какое произведение объединило творчество этих двух великих людей?

(Увертюра- фантазия П. И. Чайковского по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»)

Как вы думаете, ребята, о каком литературном произведении мы будем говорить на нашем уроке?

Ответы учащихся о предполагаемой теме урока.

Сегодня мы снова будем вспоминать незабываемые строки великого драматурга 16-17 века Уильяма Шекспира.

Действительно, к этому произведению обращались многие русские и зарубежные композиторы разных эпох- С. Прокофьев написал балет «Ромео и Джульетта”, Л. Бернстайн – мюзикл «Вестсайдская история», П. И. Чайковский увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Д.Б. Кабалевский-  симфонические зарисовки к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».

Все произведения написаны в разных жанрах, но их объединяет одна общая тема. Борьба любви и ненависти. Любовь – главное, ради чего человек живет на земле.

Изучение нового материала. Слушание.

Одной из наиболее известных постановок на шекспировский сюжет стал спектакль московского Театра им  .Евг.Вахтангова  «Ромео и Джульетта», который  был поставлен режиссёром Иосифом Матвеевичем Рапопортом в 1956 году. Музыку к спектаклю написал известный отечественный композитор Д. Б. Кабалевский.

Записываем в тетради тему урока: «Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

Дмитрий Борисович Кабалевский.»

В спектакле звучали 10 – музыкальных зарисовок для большого симфонического оркестра .

«Вражда и любовь»;

«Утро в Вероне»;

«Приготовление к балу»;

«Шествие гостей»

«Веселый танец»;

«Встреча Ромео и Джульетты»;

«В келье Лоренцо»;

«Сцена на площади»;

«Ромео и Джульетта»;

«Смерть и примирение».

Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл- музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой.

Кто помнит, какое музыкальное произведение мы называем сюитой?

Учащиеся дают определение понятия сюита.

Записываем в тетради определение: Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

Каков сюжет трагедии «Ромео и Джульетта»? Какие персонажи нам запомнились и почему?

Учащиеся: Трагедия повествует о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов — Монтекки и Капулетти. Джульетта не соглашается стать супругой Париса, готова даже принять яд, но Лоренцо предлагает ей выпить особое снадобье, которое погрузит её в сон таким образом, чтобы все решили, что она умерла. А Ромео, видя, что Джульетта мертва, и не зная, что это лишь сон, выпивает яд, убив перед этим Париса. Джульетта просыпается и в отчаянии, видя его труп, закалывает себя. Над телами своих детей главы семейств Монтекки и Капулетти забывают о кровавой вражде.

Я предлагаю выполнить творческое задание и составить цепочку ассоциаций, которые возникают у нас в связи с именами Ромео и Джульетта (дети записывают свои варианты):

Верона, Шекспир, трагедия, драма, любовь, месть, вражда.

Сегодня мы прослушаем несколько зарисовок, отражающих основную идею сюиты.

№1 Слушание картины «Утро в Вероне»

Каким видит композитор утро в средневековом городе?                                                               Предвещает ли эта сцена трагический исход истории о юных влюбленных?

№ 2. Слушание картины «Шествие гостей»

С какими героями трагедии Шекспира связаны маршевые, уверенные, надменно-высокомерные, тяжеловесные интонации, упругие пунктирные ритмы, мрачные звучности оркестра в «Шествии»?

В интонациях музыкальных звуков мы услышали появление темы вражды.

№ 3. Слушание картины «Встреча Ромео и Джульетты»

Какое настроение передает эта музыка? Почему для передачи трогательного чувства юных влюбленных композитор избирает песенный тип изложения музыкальной мысли?

Эту пьесу Шекспир писал не только для чтения, а и для представления в театре, сначала в Англии, а затем и в других странах. О чем Шекспир хотел сказал людям? Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?

Учащиеся: Гнев и вражда – никогда не могут дать людям счастье, надежду – они только убивают самые лучшие и светлые чувства.

Вокально-хоровая работа:

Переходя к следующему этапу нашего урока предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание (дыхательная гимнастика- физ. минутка по методу Александры Николаевны Стрельниковой). Комплекс из трех упражнений.

Эти упражнения не только оказывают общее оздоровительное воздействие на наш организм, а и помогают нам подготовить голосовой аппарат для пения.

Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное- отрывистое). Арпеджио в восходящем и нисходящем движении от Си малой октавы распеваем на разные слоги: Ма, До, Ля, Ми.

«Песенка на память» Музыка М. Минкова, Слова П Синявского.

Разучивание   текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание. Обращаю внимание на ошибки и неточности- исправляем сразу.

Песенка на память                                                                                                                                     слова М. Минкова, музыка П. Синявского

Как задумчиво светит вечер

Голубыми глазами звёзд

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

 

А гитара прибою вторит,

А дорожка бежит к луне

Вот бы взять нам на память море

Хоть всего по одной волне,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне

 

Вечера догорают быстро,

Приближая прощанья час

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас.

Закрепление нового материала.

Возвращаемся к эпиграфу нашего урока:

«Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

Чем громче музыка печали, Тем выше музыка любви».

Сегодня на нашем уроке мы познакомились еще с одним из многих музыкальных изложений литературного шедевра великого драматурга, поэта, актера Уильяма Шекспира трагедии «Ромео и Джульетта». Давайте для того, чтобы закрепить в памяти новые сведения заполним таблицу опорных знаний, полученных на уроке.

 

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский
Век 20
Страна Россия
Название произведения музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра
Жанр Сюита

 

 Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.

Я предлагаю вам каждому самостоятельно оценить свою работу на уроке по предложенной таблице.

Ставим 1 балл если вы справились с задачей урока. У вас 5 – молодец! Вы отлично усвоили материал. 4 – вам есть над чем поработать.

 

Я слушал (а) -внимательно, все понял (а), мне понравилось.
Я анализировал (а) прослушанную музыку.
Я выполнил(а) творческое задание
Я запомнил (а) название произведения и автора музыки
Я понял (а) идею произведения

 

Поднимите руки, кто оценил свои знания на 5? На 4?                                                                             Ребята, хочу поблагодарить вас за интересные высказывания, за внимательное слушание.          И на память о великом Шекспире прочитать вам один из его сонетов.

Сонет №90

Уж если ты разлюбишь — так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром — утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда —

Твоей любви лишиться навсегда.

 Домашнее задание: найти интересные сайты о музыке.