«

»

Апр 26 2019

Книжкина неделя

 «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок,                

который мы можем ему сделать»      (С. Лупан)

Воспитание книгой.

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.  Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение: искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Часто бывает так, что книги, прочитанные в детстве, определяют взгляды и ценности человека на всю его жизнь.  С целью воспитания любви и бережного отношения к книгам, формирования интереса к детской литературе в дошкольном отделении прошло мероприятие «Книжкина неделя».

Немного истории

Впервые в нашей стране праздник детской книги прошёл 26 марта 1943 года. Название этого праздника – «Книжкины именины» — придумал замечательный детский писатель Лев Кассиль. Шла Великая Отечественная война. Кругом холодно, голодно. Мало радостей выпадало на долю ребятишек в те суровые годы. И вдруг в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся день детской книги, куда пришли знаменитые писатели, поэты и художники. Здесь собрались мальчики и девочки в заплатанных курточках и прохудившихся валенках. Так впервые праздновалась Неделя детской книги – «Книжкина неделя». В 1943 году праздник продлился всего один день. А с 1944 года – уже целую неделю.  С тех пор Неделя детский книги стала хорошей традицией, и каждый год проходит во всех уголках нашей страны. В этом году Неделя детской книги отметила уже 76-й день рождения.
Здравствуй, Книжкина неделя.

В ходе недели детской книги в были проведены различные мероприятия. Это и выставки книг известных художников; беседы о творчестве писателей, конкурсы стихов; просмотр мультфильмов – вот неполный перечень форм работы.

Дети старшего дошкольного возраста познакомились с историей создания книги, узнали, какие бывают книги и для чего они нужны, что можно узнать из книг, откуда появляются книги, и кто их пишет. Дошколята познакомились с творчеством таких писателей как Э. Успенский, К. Булычёв, Н. Носов, С. Аксаков, В. Драгунский, И. Крылов. Малыши с интересом слушали сказки К. Чуковского и С. Маршака.

Порадовали дошколят разнообразные выставки книг: «Очень умная книга» (подготовительная группа № 4), «Сказки К. Чуковского» (средняя группа № 1), «Н. Носов» (старшая группа № 2). Привлекли внимание ребят и выставки книжных иллюстраций.

Много мероприятий было посвящено сказкам и сказочным историям. Ведь именно с детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром человеческих взаимопониманий, а также с миром культуры и литературы. Дошкольники узнали, что такое сказка, для чего нужны сказки, так же узнали о том, какими они бывают: волшебные, бытовые, о животных.

Ремонт «заболевших» книг во всех группах превратился в интереснейшее дело. «Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания. Дети с воодушевлением взялись за дело: восстанавливали корешки, стирали надписи карандашом, подклеивали страницы. В ходе работы ребята прочувствовали важность своей работы и самостоятельно пришли к выводу: книги надо беречь!

 

 

Не остались в стороне и родители наших воспитанников. В ходе «Книжкиной недели» совместно с детьми они изготовили книжки-малышки (младшая группа № 3). Все книги сделаны  с большой любовью. Это не только книжки-малышки со сказками и загадками, но и книжки познавательного характера. Теперь дети с удовольствием знакомят друзей со своими книгами. Малыши рассказывали о своих любимых книгах, приносили их в детский сад.

В рамках преемственности с социальными партнерами, принимали гостей из МБДОУ №88 «Слонёнок». Волонтеры подарили книги детям младшей и средней группы, соответственно возрасту. С целью развития социально-коммуникативных навыков с детьми были проведены подвижные игры. Воспитанники МБДОУ №88 «Слонёнок» рассказали о своем волонтерском движении.

Все мероприятия «Книжкиной недели» были направлены не только на то, чтобы привить любовь к книге, но и полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие возможности.

            Почему книга лучше интернета и аудиозаписи?

Споры о пользе книг, возможностях мультимедийных технологий, месте чтения печатной литературы в мире, где любое произведение есть в видео и аудиформате — не утихнут никогда. Можно соглашаться с теми, кто утверждает уникальность книг, говоря о том, что ее можно взять, пощупать, рассмотреть картинки и научиться читать. Другие утверждают, что в век современных цифровых технологий традиционное понятие о чтении отходит в прошлое.
Каждая из позиций имеет место, но спорить с уникальностью печатных изданий мировых классиков — глупо. В большей степени это касается детских книжек. Яркие иллюстрации, запах бумаги и возможность рассматривать картинки даже самым маленьким деткам. Ведь навряд ли вы доверите ребенку свой айфон и спокойно оставите его вместе с гаджетом. Но главное не это!

      Десять «почему» необходимо детям читать книжки.

  1. Благодаря чтению развивается речь ребёнка и увеличивается его словарный запас, расширяется кругозор, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребёнок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Современные книги позволяют объединять в себе не только текст и объемные изображения, но и различные текстуры — ткань, клеенку, картон разной плотности и различные бусинки, тесемочки и другие детали, книги развивают тактильные ощущения. Ребенок познает многообразие мира, открывая книгу.
  5. Книги помогают ребёнку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребёнку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоциональнопсихического развития ребёнка занятие
  11. .