«

»

Мар 23 2017

Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе

 

Подготовила: Чумаченко Е. Р –  учитель музыки

Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.

Новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Таким образом, целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

 Основные понятия

 

Педагогическая технология – это продуманная во всех   деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

       Выделяются следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

Наличие результатовопределяющих реальность и эффективность авторской школы.

Мне хотелось бы поделиться опытом работы учителей МО  эстетического цикла и технологий Бекирова А.А., Антиповой А.А., Чумаченко Е.Р., использующих на своих уроках информационно – коммуникационные технологии, в частности, презентации.

 

         ИКТ                                                                                                                                                    

Как известно, в школьном образовании существует множество информационно – коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей – усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Формами овладения информационно – коммуникационых технологий на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point.

Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой. Проектную деятельность используют на уроках усвоения материала, на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу.

Использование ИКТ на уроках музыки, изобразительного искусства и  технологии позволяет:                                                                                               1. сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным;                    2.эффективно решать проблему наглядности обучения;                                                         3.помогают проводить тестирование;                                                                     4.виртуально сопровождать практическую работу.

Мы используем ИКТ на разных этапах урока: при объяснении нового материала и при закреплении, при повторении и на этапе контроля и рефлексии. Беседа посредством ИКТ активизирует память и речь. Физминутки и динамические паузы также выигрывают при использовании ИКТ. Но главным условием при составлении календарного и поурочного планирования является обязательное использование личностно – ориентированного подхода к учащимся и соблюдение здоровьесберегающих технологий.

    Личностно-ориентированный подход

В школе важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Я считаю, что личностно-ориентированная технология в комплексе с современными компьютерными технологиями хорошо подходит для решения поставленных задач. Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный интерес к учению.

     Здоровьесберегающие технологии

В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Обязательные физминутки и динамические паузы, правильно организованное обучающее пространство, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, постоянное затрагивание вопросов здорового образа жизни .

 

 Использование информационно-коммуникационных технологий         на уроках музыки, изобразительного искусства                                                        и  технологии

Компьютерная презентация является одной из форм использования метода проекта на уроке музыки. Презентации позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся. Следующей формой деятельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках.

     Цель – систематизировать и обобщить ключевые знания, полученные в течение четверти и года. При защите проекта «Жизнь и творчество великих композиторов», «Роль музыки в жизни человека», школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе. Главное – это приобщение ребёнка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.                                                                                                          Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки Изо построены на зрительном ряде, использование возможностей ИКТ облегчает подготовку учителя к уроку, где часто используется  наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны, например, «Путешествие по музеям мира», «Картинная галерея Лувра». При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.                                                                                                                                                      В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:
1.как источник информации
2.поддержкаучителя
3.организация проектной деятельности учащегося
4.использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                На уроке технологии «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более доступным для понимания, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя учащихся активизировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать полученную информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (лабораторная работа «Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.

 

Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

Как говорил Е. И. Рерих  « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».