«

»

Фев 03 2021

Дети и гаджеты в современном мире

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: → Дети и гаджеты

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: → Анкета на зависимость от разнообразных электронных девайсов

Дистанционные курсы: ⇒ Компьютерная и интернет зависимость у детей


 «Нужно осознать, что зависимость детей от гаджетов — это не проблема детей, это проблема родителей.

Ребенок общается с тем, что ему доступно, что ему в руки дали мама и папа. И если нет коммуникации с родителями, он заменяет ее на «общение» с гаджетом».


Гаджеты для детей — это самый простой «раздражитель»: на экране ярко, динамично, звуки разные, цвет меняется. И все это от пары нажатий одним пальчиком. Все легко и в то же время весело. Когда ребенок маленький, удержать его внимание больше 2-3 минут на одной игрушке или задании вы не сможете. А вот гаджет сможет. Он яркий и простой.

Сейчас многие родители жалуются на то что их ребенок не говорит даже в 3 года., их словарный запас на уровне годовалого ребенка, но они просто превосходно владеет планшетом. И их уже не оторвать от планшета дети  просыпаясь и первое, что они делают, — требуют планшет. Вопрос у мамы был такой: как научить ребенка говорить?

Когда начинаешь разбираться в таких ситуациях, которых сейчас очень много, выясняется, что в определенный момент маме стало проще дать ребенку в руки гаджет («он же с ним так тихонечко играет»), а самой заняться другими делами.

— В любой компьютерной игре очень обеднена обратная связь. Поверьте, если ребенок выполняет в игровой форме обучающие задачки, то одно дело, когда программа ему скажет «Молодец! Идем дальше», и совершенно другое, когда рядом будет сидеть мама и пусть даже вообще ничего не скажет, но просто погладит его по голове или по спинке. Восприятие ребенком своей маленькой победы будет совершенно разным.

Воображение ребенка достигает своего расцвета в возрасте между четырьмя и пятью годами. Это золотой возраст воображения, и в этом возрасте ребенок уже может из простого материала, например пластилина, сделать и кораблик, и машинку, и что-то еще. Но до этого момента, скорее всего, нет. Поэтому до четырех лет лучше предлагать ребенку мир настоящих игровых предметов.

Пока ребенок маленький, его увлеченность планшетом не вызывает у родителей особых тревог: играет сам, маму не теребит, не капризничает. Но при этом родители не задумываются над тем, что ребенок не учится общаться с ними, не рассказывает им о своих впечатлениях, не делится своими маленькими детскими проблемами, тревогами — он увлечен гаджетом. А когда наступает подростковый возраст, родителям хочется быть в курсе жизни их сына или дочери, но дети делятся с родителями подробностями своей жизни лишь в том случае, если они привыкли к этому с детства. Если ребенок растет с компьютером, то и тайны свои он будет доверять соцсетям и переписке в них. Это привычка уже.

Самое главное и в то же время самое сложное — найти ту серединку, которая бы всех устроила. Заключаться она должна в обычном общении. Живом. Сходили в зоопарк, театр, погуляли по парку, разобрали какую-то ситуацию, книжку почитали вместе и в то же время посидели в планшете и посмотрели мультфильм или во что-то поиграли.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании «компьютерных» детей можно отметить три основных «горячих точки».

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой «машины» пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.

  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). «Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?» — спрашивают родители. Именно так.

  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может «работать» на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение «компьютерного» времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает «Р» и «Ш».

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: «Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!» И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: «Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!» Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной…

Что мы говорим? Что они слышат?
«Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!» «Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!»
«Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!» «Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!»
«Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!» «Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь»

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя «злым» персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что «наказать ни за что» в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект «запретного плода». Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино… Так ни один компьютер не сможет!».

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: «Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!».

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными… Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
«Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй» «Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!»
«Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!» «У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!»
«Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!» «Удовольствие надо получать любой ценой!»

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться «дружественный интерфейс».

Почему они предпочитают компьютеры?


  1. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.

  2. Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий. Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.

  3. Манипуляции с компьютером производятся легко. Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.

  4. Большинство игр построено по принципу сериала: заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.

  5. Персонажи игр исключительно привлекательны. С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.

  6. Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов. Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.

  7. Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память. Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.


Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.

  2. Низкая самооценка у ребенка— вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.

  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.

  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет… Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!». Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.

  5. Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.

  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.


Зависимость детей от гаджетов: признаки

Зависимость от телефона у детей распознать довольно легко: ребенок все свободное время проводит, уткнувшись в экран.    Но есть и другие признаки зависимости, они не такие очевидные, но очень важные.

Отсутствие интереса

Многие родители жалуются на затянувшийся период «почемучки»: ребенок в 5-6 лет продолжает заваливать взрослых вопросами так же как и в 4 года. Но это вполне нормально: из интереса к окружающим вещам и явлениям вытекает развитие малыша. Гораздо больше должно волновать отсутствие вопросов. В этом случае представление ребенка о мире получается ограниченным.

Скудное общение

Обычно детей до 7-9 лет легко вовлечь в разговор, они бесконечно могут что-то рассказывать и сочинять. Если ребенок этого возраста тяжело идет на контакт, значит есть какой-то барьер. Возможно, ему просто неинтересно общаться с людьми.

Беспричинная злость и раздражение

Если ребенок злится и раздражается в то время, когда у него в руках нет планшета или телефона – это тревожный сигнал, на который родители должны обратить внимание.


Опасности детской электронной зависимости

Тревожный сон/тяжелое укладывание

Долгое пользование гаджетами в течение дня сильно нагружает мозг ребенка, но физически он не устает. Поэтому вечером получается противостояние: мозг хочет отдыхать, а тело полно бодрости. Малыш не понимает, что ему делать, от этого сильно капризничает.

Отставание в развитии речи

Во время игр с планшетом ребенок молчит, а если и без него он тяжело идет на разговор, то речь малыша сводится к лексическому запасу, ограниченному базовыми потребностями. Все советы психологов по развитию детей включают занятия по тренировке речи.

Ограниченный кругозор

Приложения и мультики довольно разнообразны. Но даже все вместе они не могут заменить информации, полученной опытным путем и в наблюдениях. Знания, которые поступают к ребенку через экран гаджета, не задерживаются долго в его памяти. Картинки и действия меняются слишком быстро, ребенок просто не успевает обработать и усвоить информацию.

Трудности в обучении

Электронная зависимость снижает уровень концентрации и внимания ребенка. Ему сложно долго фокусироваться на одной задаче и доводить ее до решения. Это создает трудности в учебе.


Что делать, если ребенок зависит от гаджетов?

До 3-х лет исключите контакты с электронной техникой. В этом возрасте жизненный опыт ребенка настолько мал, что «развивашку» можно придумать на ровном месте: сочиняйте общую сказку, по очереди добавляя к ней детали, или отгадывайте животное/предметы по звуку и т.д.

В 4 года уже можно устанавливать правила, которые будут ограничивать время или территорию использования гаджетов. Например, играть в планшет/компьютер можно 40 мин в день, только в своей комнате.

Будьте примером. Если вы сами на глазах у ребенка много времени проводите в телефоне (даже по рабочим вопросам), это будет восприниматься как несправедливость. Почему вам можно, а ему нельзя? Поэтому правила отказа от гаджетов должны касаться всех членов семьи.

Нельзя просто отобрать у ребенка планшет/телефон, их нужно чем-то заменить. Категорическое лишение всех устройств сделает вас врагом, малыш будет рассержен, раздражен – ничего хорошего из этого не выйдет. Обязательно предложите альтернативное развлечение. Не «отдай планшет, лучше книжку почитай», а «давай вместе займемся чем-то интересным».


Игры, которые заменят ребенку планшет

Игра «Колобок»

Эта игра, которая может показаться глупой с первого взгляда, на самом деле обладает эффектом терапии. Она помогает расслабить ребенка, вселить в него уверенность в себе и скрепить эмоциональную связь с мамой. Эту игру можно вводить с одного года.

Суть игры: попроси ребенка лечь на пол и скажите, что ты сейчас будите лепить из него колобка. Массажными движениями начните «замешивать тесто». Спроси у малыша, каким колобком он хочет быть — соленым или сладким. Дайте возможность проявить творческую фантазию и рассказать, из какой начинки он будет состоять. «Добавь начинку», продолжая массировать, а затем начните говорить те установки, которые, по вашему мнению, необходимы ребенку: «Пусть наш колобок будет умным, уверенным, у него все будет получатся, он будет находить в себе силы следовать своим мечтам». Вы можете заложить именно тот смысл и качества, которые в данный отрезок времени необходимы ребенку. Когда колобок «вылеплен» до конца, посадите малыша и обнимите, покачайтесь вместе с ним, рассказывая о том, в какой интересный и увлекательный путь предстоит отправиться вашему только что слепленному герою.

Игра «Семейные секреты»

Эта игра может помочь маме лучше понять своего ребенка и сделать совместное времяпровождение интересным и эмоциональным. В эту игру стоит начинать играть с 5-6 лет.

Суть игры: подготовь листочки (около 30 штук) с описаниями состояний, которые происходят в жизни у ребенка и о чем тебе бы хотелось с ним поговорить. Например: «Мне страшно, когда на меня кричат», «Я думаю, что мои родители мной гордятся» или «Я боюсь, что мои родители разведутся». Каждый игрок, начиная с младшего, вытаскивает по одной карточке или читает. Если состояние, описанное в карточке, подходит игроку, он оставляет ее себе. Если нет — отдает тому, кому, по его мнению, содержание соответствует. Смысл игры в том, чтобы обсудить, почему ребенок чего-то боится или думает каким-то образом. Важно не просто передавать карточки, а развернуто рассказывать о своих чувствах, как ребенку, так и родителям.

Игра «Жила-была»

Это замечательная игра, не требующая подготовки и реквизита, поможет развить фантазию и раскрыть в малыше творческий потенциал. В нее можно начинать играть с 2-3 лет.

Суть игры: Вы с ребенком выбираете любимую игрушку в качестве главного героя и начинаете придумывать историю со слов «Жила-была…». Мама говорит одно предложение, ребенок продолжает, и так совместно рождается настоящая сказка. Будет здорово, если приключения героя окажутся полезными. Например, если ребенок в жизни проявляет агрессию, в игре можно поссорить персонажей и показать, как возможно помириться.

Совместное рисование

Для мамы эта игра — не просто веселое времяпровождение с ребенком, но и возможность понять, насколько она умеет соблюдать границы личности малыша. Начинать можно с 5 лет.

Суть игры: Вы с ребенком берете большой лист бумаги и придумываете тему. Например, море. И одновременно с ребенком Вы рисуете общую картину. В процессе рисования важно понять, кто из вас старается нарисовать что-то в центре композиции, какие цвета использует и не старается ли «перетащить одеяло на себя». Это дает понимание маме, как стоит скорректировать свое поведение в повседневной жизни.

Игра «Браво»

Если вашему ребенку не хватает уверенности в себе, это игра особенно необходима. Это прекрасная терапия, которая, возможно, поможет маме что-то понять для себя.

Суть игры: все члены семьи становятся в круг и по одному начинают выходить в центр. Остальные просто стоят вокруг и громогласно аплодируют, крича «Браво!», «Мы тебя так любим», «Ура». Поверьте, эта игра — прекрасный выход, если ребенку не хватает поддержки и понимания, что он кому-то очень нужен.

Утомленная парочка

Если день выдался трудный и вы устали, вам обоим необходим именно такой отдых. Выключите свет, лягте рядом с ребенком на кровать, разумеется, если позволяют ее габариты, и скажите: «Папа (или мама) сегодня вечером ужасно устал(а), поэтому не можешь ли ты рассказать мне какую-нибудь хорошую сказку, чтобы мне легче было заснуть. Посмотрим, кто из нас заснет первым». Попытайтесь заснуть рядом с малышом. Если кровать маленькая, возьмите подушку и расположитесь рядом на полу.

Первая Буква

Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М», который заставляет машину двигаться. Это…». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?»

Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Камень, ножницы, бумага 

Наверное ваши бабушки и дедушки, а может быть, и их родители еще детьми играли в эту игру, тем не менее, она до сих пор популярна. Два человека находятся друг против друга. На счет «три» каждый моментально изображает одной рукой либо лист бумаги (ладонь плоская), либо ножницы (средний и указательный пальцы вытянуты в форме буквы V, как лезвия ножниц), либо камень (ладонь сжата в кулак). Поскольку ножницы режут бумагу, они одерживают над ней верх. Камень, который «разбивает» ножницы, и побеждает их. Бумага покрывает камень и поэтому побеждает. Начинайте игру словами: «Камень, ножницы, бумага… », произнося их, как если бы вы считали один, два, три, и оба участника игры одновременно «выбрасывают» руки, подавая знак. Если игроки показали одинаковую фигуру— это означает «ничья». Первый, кто наберет десять очков, выигрывает партию.

Находки в журнале

Даже если ваш ребенок еще не умеет читать, для занятий можно использовать любые журналы, которые окажутся под рукой. Предложите ему посчитать, сколько на страницах журнала изображений цветов, машин, домов и т. д. Или возьмите два журнала и посоревнуйтесь, кто быстрее обнаружит в них один и тот же предмет. Только помните, основная цель занятия — отвлечь ребенка, а не выиграть игру. После того как вы найдете этот предмет, можно посчитать, сколько в журнале всего таких же предметов.

Укрась стол

По мере того как дети взрослеют, у них возникает потребность в полезной деятельности. Предложите больному малышу подготовить сюрприз остальным членам семьи, украсив стол к ужину. Пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты, а затем оформит помещение, в котором семья обедает. Если у вас найдутся время и силы, то по такому случаю можно приготовить что-нибудь особенное на десерт.

Коробочка с пуговицами

Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы — новые или от старой одежды? Больному ребенку будет интересно привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Все маленькие белые пуговицы нужно сложить в одну кучку, а большие белые — в другую. Все темные пуговицы отделить от фасонных и фигурных. Можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе; однако эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.

Коллаж из имен

Используйте для составления коллажа заголовки газет. Пусть ребенок вырежет буквы, из которых состоит его имя. Затем он должен составить свое имя, используя разные шрифты букв. Пусть он соберет все возможные варианты написания, наклеит буквы на бумагу и оформит в виде коллажа.

Отпечатки

Такая игра понравится большинству родителей. Возьмите бумагу для рисования и краски — темперу, акварель или гуашь. Пусть ребенок соберет небольшие предметы разной формы и качества — для начала подойдет кусочек губки, крышка от бутылки, морская раковина, крышка от упаковки маргарина, несколько ластиков. Теперь надо обмакнуть что-нибудь в краску, а затем использовать как штамп, оставляющий отпечатки на бумаге. Пусть ребенок проделает это с разными предметами на одном листе бумаги по нескольку раз. После того как он испробует для этой цели каждый из них, возьмите новые. Приложив к бумаге выкрашенную половину картофелины с вырезанными в ней дырочками и бороздками, можно увидеть интересный узор. Усовершенствуйте этот метод получения отпечатков с помощью подручных средств.