«

»

Янв 11 2017

Анализ типичных ошибок по результатам контрольной работы в формате огэ (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. задание 15.3). Класс-9а, учитель-Климова Н.Б.

Одна  из  составляющих  государственной  итоговой аттестации  учащихся 9 классов –  оценка  уровня сформированности  речевой  компетенции.

Выполнение задания 15.3 чаще всего вызывает у выпускников затруднение: они не всегда могут дать чёткий ответ на вопрос, что такое… (материнская любовь? Дружба? Патриотизм?). Поэтому подготовку учеников к выполнению такого рода заданий необходимо начинать как можно раньше.

Контрольная работа организовывает такую подготовку к сочинению по теме «Что такое патриотизм?».

Большинство  сочинений  по  данному  тексту  взвешенные,  рассудительные.  В  работах рассматриваются  тема подвига русских солдат, защитивших страну от фашизма, анализируется  проблема  жизненных ценностей.

Наиболее часто встречающиеся типы грамматических и речевых ошибок в работах учащихся.

  1. Нарушение согласования,  управления.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
  4. Ошибки в  построении  предложения  с  причастным/  деепричастным  оборотом.
  5. Нарушение лексической  сочетаемости.

Таким  образом,  можно  констатировать  средний  уровень  владения  грамматическими нормами  русского  языка.  Анализ  обозначенных  ошибок  позволяет  учителю  планировать упражнения  и  задания  по  их  предупреждению  и  устранению.  В  этом  плане  художественный текст  как  образцовое  речевое  произведение  даст  необходимый  речевой  опыт  и позволит  увидеть, как мастер слова «пользуется» языком для выражения замысла.

Нарушения  фактологической  точности.

Искажение  наименований, жанров,  авторов  литературных  произведений.

Неверные  трактовки  фонового  материала.

Анализ выполнения  части  С  даёт  возможность  учителю  скорректировать  учебный  процесс,  акцентировав  внимание  на  выделенных  проблемных  зонах.  Одним  из  наиболее  эффективных  способов развития речевой культуры старшеклассника, на наш взгляд, можно считать обращение к тексту и его анализ в единстве формы и содержания. Именно речевая практика есть средство создания  внутреннего  мира  личности,  богатства  её  содержания,  отражающего  жизненные идеалы,  направленность  личности,  жизненное самоопределение.  В  этом  смысле  текст  как  явление  речевой  практики  выступает  и  как  результат  первичной,  и  как  объект  вторичной  коммуникативной  деятельности,  что  определяет  востребованность  новых методических приёмов в обучении речевой культуре учащихся на основе текстовой деятельности и с ориентацией на неё,  что,  в  свою  очередь,  предполагает  акцентирование  внимания не  только  к процессу  речи, но, прежде всего, к качественным изменениям личности.

Таким  образом,  для  осуществления  и,  прежде  всего,  включения  ученика  в  творческую деятельность  по  анализу  текста  и  созданию  на  его  основе  собственного  речевого  произведения необходим перенос ранее  усвоенных знаний и сформированных  умений анализа в новую ситуацию,  которая характеризуется  взаимосвязью  аналитической  и  продуктивной  деятельности и может быть реализована в обучении на основе тексто-технологического подхода.